Автор бессмертного хита «Выборы! Выборы! Кандидаты — ***!» стал медийным лицом Партии роста и поведет движение на ближайшие выборы в Госдуму. «С администрацией президента не советовался», — отрезал музыкант Сергей Шнуров и принял партбилет из рук Бориса Титова, уполномоченного по делам предпринимателей при президенте России. Затем лидер группы «Ленинград» подчистил свои старые посты в интернете с матерной критикой Владимира Путина и прочих представителей властной элиты — видимо, для того, чтобы журналисты собрали все его высказывания в смачные подборки. И пообещал однопартийцам, что «пригодится» и с ним «будет веселее».
Публичная одиозная личность в лидерах системной партии для креативного класса пополам с бизнес-сообществом — такой видится задумка. Причем Борис Титов может отойти в сторону и даже уступить статус фронтмена. У Шнурова высокая узнаваемость, но сильный антирейтинг. Он во многом антагоничен базовому электорату Партии роста, который, впрочем, настолько мал, что им можно пренебречь и нарастить новый, собственно Шнура. Сам музыкант уже приступил к ребрендингу: под камеры выглядел цивилизованно, не курил, не матерился, с уважением взирал на соратников по движению.
Пророчат, что в калейдоскопе новых звезд в политике следующими после Шнура станут Юрий Шевчук, Юрий Дудь, Тина Канделаки и Ольга Бузова. По-прежнему открыт вопрос с новой «зеленой» партией. Напомним, политическую оттепель 2020 года ознаменовал запуск нескольких политических проектов. Состоялся учредительный съезд партии «За правду» Захара Прилепина (в лидерах — актеры Иван Охлобыстин и Стивен Сигал, музыкант Вадим Самойлов). На носу съезд партии основателя Faberlic Алексея Нечаева. Готовят новые идеи в Партии прямой демократии бывшего директора по продукту World of Tanks Вячеслава Макарова. Возможно, появятся и другие экстравагантные варианты.
К чему это всё? Как правило, медийные фигуры не приводят личный дополнительный электорат в партийные проекты. Кумулятивный эффект появляется в сотрудничестве нескольких публичных личностей и большого политического движения, как, например, в «Единой России» или КПРФ. Кроме того, у новых проектов стал заметен дефицит содержания и внятной повестки. После стартовых съездов и заявлений тезисы для журналистов начали повторяться и звучат уже потрепанно. Впрочем, наплыв новых партий явно «не съест, но понадкусывает» электорат системной и несистемной оппозиций. И конечно, оживит архаичный партийный ландшафт. Со Шнуром согласимся: будет весело.