Несколько семей в одной квартире, минимум личной одежды, посуды, минимум бытовой техники на общей кухне, на полу — доставшиеся в наследство от неизвестного ребенка игрушки, мобильный телефон, взятый в аренду, каршеринговый автомобиль и райдшеринговый самокат на улице в нескольких кварталах от дома, на ужин — купленные со скидкой в ресторане или супермаркете нераспроданные в течение дня продукты — такие картины будущего рисует воображение при размышлениях о тотальной победе экономики шеринга. В последнее время этот рынок увеличивается на десятки процентов в год, в первую очередь благодаря технологическим платформам и приложениям, с помощью которых можно пользоваться различными вещами, обмениваться ими, брать и сдавать в аренду. Цифровизация вывела совместное потребление на совершенно новый уровень. Но до какого предела может вырасти экономика шеринга? Полное обобществление — это наше недалекое будущее или антиутопия, которая никогда не станет реальностью?
Ответ на эти вопросы связан с мотивацией потребителей: мы имеем дело с принципиальной сменой потребительской модели в связи с распространением в обществе идей антиконсьюмеризма, потребительской ответственности, борьбой за экологию и устойчивое развитие или шеринг — это культура бедности, когда из-за нехватки средств желанную вещь можно только получить в пользование?
Анализ динамики шеринговой экономики и конкретных кейсов, предложенный нами в этой подборке статей, показывает, что шеринг — просто один из сценариев потребительского поведения, который никак не отменяет владение собственностью. То есть сокращать производство автомобилей, вечерних платьев и строительство бизнес-центров пока не стоит. К тому же сами производители товаров решили оседлать эту новую рыночную нишу и заработать на шеринге (сдача в аренду с точки зрения удельной прибыли оказалась выгоднее, чем продажа продукта). Пока производители не видят тотальной угрозы своим производственным планам от шеринга, а значит, и существующему экономическому укладу.