На рынке недвижимости самый быстрорастущий формат, связанный с экономикой шеринга, — коворкинги. Их историю обычно связывают с программистом-фрилансером Брэдом Ньюбергом из Сан-Франциско. Устав от дефицита общения и проблем с концентрацией при работе дома, он в 2005 году создал первое некоммерческое партнерство по аренде офиса. Потенциальным участникам он предложил рабочие места, бесплатный wi-fi, общие ланчи, занятия медитацией и совместные поездки на велосипедах. В обмен на это первые коворкеры платили небольшие месячные взносы. Хотя подобные проекты были и до этого (например, пространства для программистов в 1990-е годы), Ньюберг угадал и стал основоположником нового формата. Офисы, где частное лицо или небольшая компания могли снять рабочие места на короткое время, быстро стали популярными. Уже к 2015 году, по данным издания Deskmag, в мире было открыто более шести тысяч коворкингов, где работало 300 тысяч человек.
В России первый коворкинг был открыт в 2008 году. Это была екатеринбургская «Башня», просуществовавшая менее двух лет. Стремительный рост числа коворкингов произошел после 2014 года. Тогда совпало наличие на рынке большого количества пустующих офисов (в Москве — три миллиона квадратных метров) и появление новых арендаторов, которым были нужны небольшие офисы на короткий срок. Первые операторы коворкингов закрыли этот разрыв: они заключали долгосрочные договоры с владельцами зданий, вкладывались в отделку и оснащение офисов, а потом сдавали их фрилансерам и небольшим компаниям.
Рынок коворкингов стал стремительно расти: с 2016 года он вырос в четыре раза. Сейчас в Москве общая площадь коворкингов превышает 200 тыс. кв. м. По прогнозу компании CBRE, в этом году рынок прирастет еще на 40%. Начали появляться и очень крупные проекты: недавно было объявлено, что компания «Ключ» в 2021 году откроет коворкинг в Гостином дворе рядом с Кремлем площадью 15 тыс. кв. м. Инвестиции составят миллиард рублей.
Классический коворкинг отличается от обычного офиса несколькими характерными чертами. Первое: коворкинг предлагает готовые рабочие места с офисной мебелью. Оборудованные кухни, пространства для отдыха и оргтехника находятся в совместном пользовании всех резидентов. Второе: гибкость условий. В офисах класса A стандартные условия аренды предполагают трех-семилетний договор с ограничениями на его расторжение. В коворкинге можно заключить договор на короткий срок, в некоторых даже на день. Начать работу можно в день заключения договора. А для многих бизнесов сроки разворачивания нового проекта сегодня играют решающую роль.