Аппарат искусственной вентиляции американской экономики

30 марта 2020, 00:00

Сенат Конгресса США принял законопроект о мерах помощи американской экономике в размере 2,2 трлн долларов. Пакет помощи предусматривает выделение 500 млрд долларов на оказание помощи наиболее пострадавшим отраслям экономики, а 350 млрд пойдут на кредитование малого и среднего бизнеса. Около полутриллиона долларов — на единоразовые выплаты американским домохозяйствам с целью поддержания платежеспособного спроса (семья может получить до 3000 долларов). Сотня миллионов будет выделена системе здравоохранения на дополнительную закупку лекарств и медицинской техники. Порядка четверти миллиарда пойдет на выплату пособий по безработице, что случится очень вовремя.

VANESSA CARVALHO /ZUMA\TASS
Дональд Трамп надеется отменить карантинные меры и пойти по шведскому пути
Читайте Monocle.ru в

Число первичных обращений за пособием по безработице, находившееся в течение нескольких лет около отметки 200 тыс. в неделю, на прошлой неделе взлетело до 3,283 млн. В это число не входят самозанятые граждане, поскольку те не имеют права на пособие. С расширением ограничительных мер для бизнеса и ростом их продолжительности ситуация с безработицей будет лишь ухудшаться. Оставшиеся без работы представители сферы услуг перестанут предъявлять спрос на продукцию или услуги еще работающих секторов американской экономики.

Президент США Дональд Трамп не на шутку встревожен сложившейся ситуацией, поскольку понимает, что невозможно бесконечно долго поддерживать финансовыми вливаниями неработающую экономику. В отличие от кризиса 2007–2009 годов, когда бизнес хотел работать, но не было денег, сегодня сложится противоположная ситуация: деньги будут, но работать запрещено. В такой ситуации в США вполне может начаться сильная инфляция, которой так ждали в 2009 году после запуска печатного станка ФРС.

Трамп даже заявил о возможной отмене ряда ограничительных мер к Пасхе, то есть к 12 апреля. «Из-за гриппа умирают тысячи людей. И при этом мы никогда не “отключали” из-за этого страну. Еще больше людей мы теряем в авариях. И мы при этом не просим автопроизводителей прекратить делать машины», — говорит Трамп. «Вы знаете, можно разрушить страну таким образом, прекращая работу в ней. У нас были лучшие экономические показатели в истории страны три недели назад, а потом неожиданно все пришлось остановить», — сокрушается он. Переживая об экономическом благополучии США, американский президент заботится прежде всего о себе: неумолимо приближается ноябрь, когда состоятся президентские выборы. Хозяин Белого дома собирался построить свою предвыборную программу на простом тезисе: «Я обеспечил вам экономическое благополучие, а вы оставьте меня на второй срок». Коварный коронавирус разрушает этот план Трампа, но отменить карантинные ограничения тот не может. Как показывают опросы общественного мнения, во всех странах напуганное СМИ население в массовом порядке поддерживает вводимые ограничения. Судя по всему, США находятся на пороге массовой эпидемии, и Трампу вовсе не хочется нести ответственность за ее стремительное распространение. Но и сохранять карантин месяцами невозможно — необходимо готовить общественное мнение к его максимально ранней отмене.

В мире существуют два основных подхода к борьбе с COVID-19. Первого после периода замалчивания проблемы придерживается Китай — это жесточайший карантин, сопровождающийся страшными карами за его нарушение. Второй подход, исповедуемый Швецией, состоит в отказе от карантина, поскольку распространение болезни предотвратить все равно невозможно и лучше обзавестись коллективным иммунитетом. В настоящее время в десятимиллионной Швеции всего 2800 случаев заражения COVID-19 и 66 летальных исходов. Трамп явно склоняется к шведской модели и, если шведский эксперимент окончится благополучно, постарается отменить все ограничительные меры. Пока что США идут по срединному итальянскому пути — от карантинных ограничений страдает только экономика и здоровые люди, в то время как коронавирус спокойно распространяется по стране. Последствия такого алгоритма действий в виде перегруженной медицины и разрушенной экономики могут оказаться непоправимыми даже для США.