В условиях пандемии и всех запретов, с нею связанных, самая защищенная позиция — у отечественных театров, основную долю бюджета которых составляют государственные субсидии. Они смогут возобновить показ спектаклей, как только на них снимут запреты, и продолжить работу над постановками, прекращенную на время карантина. У театров есть уверенность в своем будущем, но они понимают: в дальнейшем им придется действовать в стесненных финансовых условиях. Сейчас они возвращают деньги за билеты на спектакли, которые предполагали показать в период действия ограничительных мер, и планируют перенос премьер, которые должны были состояться до конца сезона. Как и всем остальным, работникам театральных коллективов пока непонятно, что будет происходить дальше: прежде всего, когда закончится пандемия и когда они смогут вернуться к полноценной работе. Там, где это возможно, работа продолжается в режиме онлайн — ради непрерывности творческого процесса.
Еще одна возможность, за которую ухватились большинство театров, — активность в сфере онлайна. Театр «Практика» не стал отменять премьеру спектакля «Созвездия» и показал ее в онлайн-эфире. Электротеатр «Станиславский» и вовсе не прекращает играть спектакли, транслируя их онлайн. Театр на Малой Бронной запустил проект «Bron AIR», который транслируется в YouTube, Instagram, Facebook и VK. По словам Марии Малкиной, PR-директора театра, таким образом они поддерживают контакт с аудиторией и накапливают библиотеку лекций по теории театра: «Мы планировали делать этот проект вне зависимости от всех карантинов, но сейчас собрали срочно все идеи, которые у нас были, и стали воплощать их в жизнь. Пусть это происходит не самым красивым образом с точки зрения картинки, но интерес уже есть и выложенные записи постепенно набирают аудиторию, каждый день есть прирост просмотров. Если бы мы запускали проект, как хотели и у нас были бы съемки не с одной камеры, а с трех, если бы у нас была возможность все красиво монтировать, это было бы выигрышнее с точки зрения подачи. Но прямой эфир с Константином Богомоловым показал, что интерес к такому контенту есть».
Концерты
Музыканты тоже идут подобным путем, устраивая для своих зрителей выступления в онлайн-эфире. Но у них нет почти никаких шансов на этом заработать. По словам Надежды Соловьевой, председателя правления компании SAV Entertainment, одной из ведущих в области отечественного шоу-бизнеса, индустрия ждет прямых финансовых влияний от государства, потому что рынок восстановится в лучшем случае к лету следующего года: «Наша индустрия на сегодняшний день практически перестала существовать. У нас отменены все мероприятия, а на те, что не отменены, не продаются никакие билеты: людям сейчас не до этого. У нас проблема с возвратом денег за проданные билеты, потому что мы вложили деньги в концерты, билеты на которые уже проданы: это и реклама, и выплаченные гонорары. Мы ждем помощи от государства и в первую очередь рассчитываем, что получим возможность не возвращать деньги за билеты на мероприятия, которые перенесены на следующий год (эти билеты остаются действительными). А за отмененные мероприятия билетные компании должны иметь возможность возвращать деньги в течение 12 месяцев при условии снятия карантина и возобновления концертной деятельности, иначе откуда они возьмут деньги?»
Александр Кушнир, музыкальный продюсер и директор агентства «Кушнир Продакшн», оценивает сложившуюся ситуацию как возвращение в 1984 год — эпоху квартирников, подполья и прессинга: «Только тогда прессинг был политический, а сейчас — медиа-идеологический». И снова тот же вопрос, на который пока нет ответа ни у кого: когда пандемия остановится? «Точные сроки ни один здравомыслящий эксперт назвать не может. Мне очень смешно, когда говорят о переносе концертов на май или июнь. Мне интуитивно близка позиция Федерации футбола Голландии: до июня никакого футбола, в то время как у нас говорят о возобновление того же футбола в апреле. Я думаю, что два-три месяца ближайшие — это как минимум. Последствием может стать или полное обнуление репутации групп (негативный вариант, когда некоторым придется чуть ли не заново выходить на рынок), или концертные туры будут возобновляться с полугодовой задержкой. Это будет проверка на дорогах. Кто-то восстановится, но не быстро, а кто-то вообще исчезнет».
Агентство «Команда +1», специализирующееся на проведении промокампаний масштабных событий в области культуры и шоу-бизнеса, уже потеряло 90% клиентов и было вынуждено отказаться от офиса. Его сооснователь Максим Шелунцов считает, что им придется пережить полугодовой перерыв событийной активности: «Билетный рынок сейчас заморожен весь, и, даже если все запреты снимут в мае или июне, еще полгода люди будут вяло покупать билеты и тратить деньги на досуг, потому что это далеко не первая необходимость. Мой прогноз: в июне все заработает, а в норму вернется только к середине осени. Наступят невероятные последствия, многие организации этого просто не переживут. Но, с другой стороны, это будет время для всех в сфере культуры усиленно заняться маркетингом. Крайне важно, чтобы мы все смогли объединиться и старались помогать друг другу, поддерживать друг друга, сотрудничать. Надеюсь, в глобальном смысле это научит всех нас больше ценить друг друга и понять, что очень важно объединяться, а не разъединяться. Если мы это осознаем, то ничего не страшно».
Чтобы понять, когда артисты смогут вернуться на концертные площадки и выступить на них в классическом формате, Александр Кушнир предлагает отталкиваться от даты стабилизации обстановки и прибавить к ней полгода — это будет реалистичный срок: «Если делать все сломя голову, то два-три месяца, но это риск. Сейчас мне очень грустно смотреть на даты переноса концертов любимых артистов на май или июнь». Пока же артистам предстоит онлайн-коммуникация с аудиторией и работа над собой: «Стилистическая карта артистов может очень сильно поменяться. Чтобы вернуться в строй, нужны новые вызовы, новые боевики, новые хиты, новые провокации, при этом не надо брезговать онлайн-инструментами, и с их помощью нужно периодически напоминать о себе. Как говорил Кейт Ричардс, “наиболее значимые произведения рок-художники создают в эпоху мощнейших кризисов, как внутренних, так и внешних”». Одна из возможностей, которые возникают в этот период, по мнению Александра Кушнира, это коллаборации музыкантов из разных стран и создание виртуальных групп по образцу Gorillaz.
Кинопоказы
Для кинотеатров объявление карантина ничего не изменило. В них зрители перестали ходить еще две недели назад. По словам Ольги Зиняковой, президента сети кинотеатров «Каро», карантин стал формальностью, которая позволила им физически закрыть площадки: «Оценивать последствия мы будем, когда все закончится. Даже у крупных киносетей нет подушки безопасности на два-три месяца. Но уже очевидно, что кинотеатральному бизнесу потребуется поддержка правительства, чтобы иметь возможность вернуться к работе после нормализации эпидемиологической ситуации. Еще несколько месяцев потребуется на то, чтобы люди вернулись к привычному образу жизни, вернулись в кинотеатры. Оправятся после кризиса не все, и чем длиннее он будет, тем меньше компаний выживут. Но мы уверены: к моменту снятия ограничительных мер все настолько соскучатся по массовым мероприятиям, по общению, что это не займет много времени. Главное, чтобы у людей была работа и средства на развлечения, а желание появится. И второй аспект — контент. Очень важно, чтобы вышли в прокат все фильмы, которые были перенесены в кинотеатрах».
Прокатчики первыми почувствовали, что, возможно, будут введены ограничительные меры. Шокирующую рынок новость о переносе даты релиза с апреля на ноябрь 25-го фильма о Джеймсе Бонде «Не время умирать» — небывалый случай в истории кино — выдала Universal Pictures. Эта новость сразу дестабилизировала рынок. Выждав некоторое время, Walt Disney Company перенесла даты релизов блокбастеров «Мулан» и «Черная вдова». Paramount Pictures объявила о переносе показа фильма «Тихое место 2» всего за неделю до его выхода. Из отечественных кинематографистов отказались от мартовской премьеры создатели спортивной драмы «На острие». На середину апреля все еще назначена премьера фильма Алексея Учителя «Стрельцов» с суперзвездой отечественного кинематографа Александром Петровым. Но едва ли кто-то удивится, если дата и этого отечественного релиза будет перенесена. По первым, предварительным, оценкам, потери в индустрии кинопоказов могут достичь 20 млрд рублей.
Прокатчики, в отличие от владельцев, считают, что возвращение зрителей в кинотеатры будет долгим и трудным. Привычку ходить в кино придется культивировать заново. Тем более что сейчас, в отличие от начала девяностых, когда прокатчики столкнулись с аналогичной проблемой, у зрителей есть альтернатива — онлайн-платформы. О величине спроса на них мы пока можем судить только по тому, что Netflix и YouTube были вынуждены снизить визуальное качество контента — иначе европейский интернет не справлялся с нагрузкой, которая выпала на его инфраструктуру. У них проблемы другого рода. Остановлен съемочный процесс целого ряда сериалов, в том числе новых сезонов их хитов — «Очень странных дел» и «Ведьмака». Речь идет не просто о том, что в какой-то момент у них обнаружится дефицит нового контента, но о том, сможет ли индустрия с учетом всех неблагоприятных факторов удержать уровень качества продукции и темпы ее производства, которых ей удалось достичь за все предыдущие годы. Возможно, однажды мы будем вспоминать 2019 год как конец золотого века мирового кино.