Вмешательство президента значительно усилило антикризисные меры правительства. За десять дней, прошедшие с момента обнародования первого варианта плана поддержки экономики от 17 марта, работа руководства страны в этом направлении приобрела содержание и масштаб, более адекватные вызовам, стоящим перед бизнесом и гражданами на старте развития беспрецедентного в новейшей экономической истории кризиса. Более того, встреча Владимира Путина с предпринимателями 26 марта показала, что пакет антикризисных мер подвижен, настраивается и тюнингуется в режиме реального времени, причем в тесном контакте с бизнесом.
Разнообразные меры поддержки мы подробно рассмотрим ниже. Сначала о самых главных инициативах Путина. В своем обращении к гражданам 25 марта президент в прямом эфире зарезал одну из «священных коров» российской экономической политики последних минимум десяти лет — запрет на снижение налогов. Путин объявил о снижении в два раза, с 30 до 15%, социальных взносов. Журнал «Эксперт» неоднократно выдвигал это предложение, несмотря на возражения экономистов и глухоту чиновников. «Как использовать очередной кризис себе на благо? Надо вернуть деньги в экономику самым простым способом — снизив страховые взносы для всех. Это приведет к росту рентабельности бизнеса и уменьшит спрос на искусственное субсидирование, рискованные кредиты», — говорилось в редакционной статье в прошлом номере журнала. Кажется, нас услышали. Страховые взносы будут снижены. Пусть пока не для всех, а только для малых и средних компаний. Пусть с оговорками (только для зарплат, превышающих МРОТ, — неявный стимул для компаний выводить зарплаты из тени). Принципиально важен сам факт такого решения, раздвигающего границы дозволенного в экономической политике. Что особенно важно, и Путин подчеркнул это, данная мера предлагается не только на время прохождения кризиса, а как бессрочная, то есть стратегическая.
Вторая важнейшая инициатива Путина, касающаяся переформатирования налоговой системы, — двухчастная. Это введение налогообложения процентного дохода от крупных вкладов и инвестиций, а также увеличение ставок налога на выводимые за рубеж проценты и дивиденды. Эти предложения, антикризисные по духу (все деньги в дом и помощь неимущим за счет богатых), реально вступят в силу только в 2022 году (по обязательствам за 2021-й). Но важен не столько сиюминутный бюджетный эффект, а продолжение стратегической линии Путина на национализацию элит и капиталов и первый шаг к построению более справедливой налоговой системы для граждан, когда тот, кто богаче, платит больше. «Эксперт» уже давно поднимал вопрос о необходимости движения в сторону налогов на богатство как средства купирования вопиющего доходного неравенства в стране. Мы, в частности, ратовали за серьезное повышение ставки НДФЛ для сверхбогатых людей (см. «Цена справедливости», № 9 за 2017 год). Налог на проценты по крупным вкладам — менее радикальная мера, но стратегически абсолютно правильный шаг (хотя есть вопросы к адекватности названного президентом порога крупных вкладов).