Российская промышленность продолжает держать удар вирусно-нефтяного кризиса и девальвации рубля. Обновленные оперативные данные марта (первая оценка была сделана нами по состоянию на 17 марта) показали сохранение предыдущих выводов и подтвердили стойкость отечественных предприятий, сообщает Институт Гайдара.
Индекс промышленного оптимизма сохранил скромный для текущего момента негативный тренд, сформировавшийся в его динамике еще в начале 2019 года, то есть никакого обвала в марте в этой отрасли российской экономики так и не произошло. Но текущее значение показателя хуже его значения января 2015 года. «При этом индекс прогнозов промышленности начал снижаться еще в феврале и за два месяца потерял более 10 пунктов, опустившись до худших значений со времен кризиса 2008–2009 годов», — комментирует Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов института.
Инфляция на потребительском рынке начинает поднимать голову. На неделе с 17 по 23 марта цены в целом по России выросли на 0,3% — такой же прирост цен был зафиксирован за весь февраль. Сильнее всего подорожали сахар-песок — на 7,0%, гречка — на 2,8%, яйца куриные — на 1,4%, рис, мука, макароны — на 1,0–1,2%, то есть как раз те товары, которые попали в эпицентр ажиотажного спроса в ряде крупных городов, прежде всего в Москве, в преддверии ограничительных мер по борьбе с эпидемией коронавируса.
Впервые с марта прошлого года выросла оценка прироста индекса потребительских цен в годовом выражении — с 2,3 до 2,5%. Ожидается, что при сохранении текущих тенденций в мае инфляция выйдет на таргет ЦБ (4%) и продолжит расти вследствие эффекта переноса девальвации на цены отечественных товаров. Исходя из уже произошедшего роста курса иностранных валют, инфляция в пике не должна превысить 5–6%.
ЦМАКП начал публиковать результаты еженедельного мониторинга уровня энергопотребления в стране. Этот показатель важен как оперативный и достаточно надежный косвенный индикатор уровня экономической активности. Согласно оперативным данным, уровень электропотребления пока остается стабильным. В предшествующие несколько недель наблюдался слабый рост, имевший восстановительный характер, — после небольшого снижения в конце прошлого года (с коррекцией на календарный, сезонный и температурный факторы). Эксперты ЦМАКП напоминают, что наибольшее снижение электропотребления за последние двадцать лет имело место в кризис 2008–2009 годов. Среднегодовое электропотребление в 2009 году уменьшилось на 3,9% (с поправкой на влияние температуры; без поправки — на 3,5%) — при снижении ВВП на 7,8% и промышленного производства на 10,7%. В нижней же точке спада, в феврале 2009 года, недельное электропотребление было ниже сентябрьского предкризисного уровня на 7%. Будем следить, как будут разворачиваться события на этот раз.