Незадолго до того, как рухнула советская экономика, в 1990 году, на Селенгинском целлюлозно-картонном комбинате (СЦКК) в Бурятии была введена в строй уникальная разработка советских ученых и инженеров — система замкнутого водооборота. Речь идет о том, что вся используемая на производстве вода после очистки не сбрасывается в окружающую среду, а возвращается обратно, в производственную систему. До сих пор ни у одного предприятия этой отрасли в России нет подобных водоочистных сооружений. Да и в мире вряд ли найдется аналог. Система замкнутого водооборота — относительно дорогое удовольствие, ее функционирование вносит почти треть затрат в конечную себестоимость продукции; по оценкам, чтобы воспроизвести ее сейчас, потребовалось бы пять-шесть миллиардов рублей. На предприятии рассказывали журналистам: «К нам японцы приезжали, посмотрели на все и сказали, что они так не чистят у себя воду. Им, по их словам, проще платить за сбросы недостаточно очищенных стоков, чем чистить воду именно так, как это делаем мы». Но в мире нет таких жестких требований по загрязнению воды, которые определяются близостью ЦКК к Байкалу (комбинат находится всего в шестидесяти километрах от озера и в четырех — от Селенги, крупнейшей реки, впадающей в него), ради чистоты и сохранения экосистемы которого было затеяно создание подобного кругооборота воды.
То, что на комбинате не отказываются от советского наследия, само по себе вызывает уважение. Но в настоящее время, будучи уже частным и не самым крупным предприятием, СЦКК продолжает традицию экологически чистого производства и реализует новые инициативы, снижающие нагрузку от своей деятельности на окружающую среду.
Обратный поток
Комбинат начал работать в 1973 году, а место под него было выбрано еще раньше, в 1959-м, с учетом того, что в этом уголке Бурятии много лесных ресурсов, других потребителей древесины поблизости нет, зато недалеко проходит Транссиб, а рядом располагается месторождение угля — источника тепловой энергии для предприятия. Как ни странно, несмотря на то что обычно советских плановиков, отвечающих за размещение производств на территории страны, не заботили экологические соображения, на этот раз их приняли во внимание. Через два года после запуска комбината вышло постановление Совета министров СССР о создании на Селенгинском ЦКК системы замкнутого водооборота. Комбинату даже выдвинули ультиматум: сточные воды не должны попадать в Селенгу, в противном случае его закроют. Возможно, сыграло роль то, что советская общественность, причем та ее часть, которую советская власть ради имиджа хотела видеть в своих союзниках: известные ученые, деятели искусства, писатели — была озабочена экологическими проблемами Байкала со времен появления на его берегах в 1966 году Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.