Панические настроения россиян не только привели к росту закупок продуктов питания, но и заметно оживили рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ). Из-за девальвации рубля и распространения коронавируса потребители массово раскупают технику, боясь, что она подорожает. Особенно это относится к холодильникам и морозильным камерам, которые сегодня раскупаются в том числе для того, чтобы хранить закупленную впрок еду. Помимо этого переход части населения на удаленную работу и обучение повлек за собой рост продаж ноутбуков, компьютеров и аксессуаров к ним. Впрочем, несмотря на увеличение потребительской активности на рынке БТиЭ, настроения большинства игроков совсем не оптимистичные. После всплеска продаж многие продавцы техники предрекают затяжной спад, который скажется на всех производителях, поставщиках и ритейлерах.
Дело техники
Ажиотажный спрос отмечают все ритейлеры рынка БТиЭ, причем по всем группам товаров без исключения. «В марте наши продажи выросли примерно в два раза по сравнению с по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Потребители чаще берут ноутбуки, холодильники, бесконтактные термометры», — рассказывает руководитель направления интернет-маркетинга «Холодильник.Ру» Денис Егоров. «За последние две недели продажи морозильных камер выросли почти в четыре раза, а продажи ноутбуков увеличились на 220 процентов, активно растут продажи товаров для гейминга, — добавляет директор по закупкам компании «Ситилинк» Олег Пчельников. В компании Wildberries подтверждают высокий спрос на ноутбуки, мониторы и рассказывают, что на прошлой неделе интерес покупателей увеличился к технике для очистки и обеззараживания воздуха: продажи озонаторов выросли на 160%, очистителей воздуха — на 135%, моек для воздуха — на 95%.
В свою очередь, логистические компании также отмечают оживление среди продавцов техники. «Мы заметили взрывной рост заявок на доставку от крупнейшего маркетплейса, с которым работаем, особенно это касается крупногабаритной техники. Для магазина бытовой техники и электроники, которому мы оказываем услуги доставки товаров до точек, видим рост на 20–30 процентов по сравнению с февралем. Спад, очевидно, будет в мае — в связи с тем, что люди потратят деньги, закупятся впрок, и в целом покупательная способность снизится», — комментирует директор по продажам DPD в России Наталия Плетнева.
Компании сравнивают сегодняшнее положение дел на рынке с 2014 годом, когда рубль подешевел на сто процентов и более. Многие помнят абсурд того времени: желая сохранить деньги, люди приобретали сразу два телевизора — один себе, а другой на перепродажу. В результате они попадали в ситуацию, когда второй товар оказывался невостребованным, да и первый был не особенно нужен, а денег не хватало на первоочередные нужды. По мнению Алексея Грибовского, генерального менеджера федеральной сети магазинов электроники «Позитроника», в 2020 году доля мелких «перекупов», когда люди хотят впоследствии перепродать технику по новому курсу, значительно ниже, основной спрос идет от конечных покупателей, которые откладывали покупку на будущее.