Набирает обороты мировая пандемия коронавируса. Прогнозы экономических показателей во всем мире пересматриваются в сторону снижения. Нефть Brent уже стоит меньше 30 долларов за баррель. При этом курс рубля упал не так уж сильно, иногда он даже восстанавливается. С начала февраля нефть упала примерно на 50%, за то же время рубль потерял всего около 20%.
Пока минимальным остается значение, зафиксированное 24 марта — тогда официальный курс Банка России упал до 80,88 рубля за доллар, но уже на следующий день восстановился до 78,85 рублей и до сих пор держится примерно на этом уровне. На валютном рынке все относительно спокойно, да и простые граждане не бегут в обменники покупать доллары и евро — похоже, люди научились не поддаваться панике во время девальвации.
Без паники
Почему в этот раз не происходит панической скупки валюты, как это было в 2014 году (см. график 2)? Есть целый ряд фундаментальных причин, которые отличают текущую ситуацию от того, что было во время кризиса шестилетней давности.
Причина первая: завышенный в то время курс российской валюты. «В 2011–2013 годах курс рубля был сильно завышен, находясь глубоко в зоне “сильного” рубля. Ожидания значительного падения цен на нефть, ввода финансовых санкций стимулировали атаку на рубль, потенциал падения рубля изначально был большим. При этом атака на рубль фактически финансировалась за счет кредитов самого Центрального банка, — рассказывает начальник управления анализа рынков компании “Открытие Брокер” Константин Бушуев. — А с 2015 года курс рубля уже продолжительное время находится в области “слабого” недооцененного рубля, и, как следствие, потенциал падения российской валюты с текущих уровней видится незначительным относительно альтернативных доходностей на рынке, и агрессивно скупать валюту оснований нет».