Экология становится ценностью для бизнеса не только в гуманитарном, но и в буквальном, финансовом смысле слова.
«Экологически чистые технологии дешевле классических при правильном подходе» — это утверждение Александра Мельниченко, управляющего тепличного комплекса ГК «Мое лето», можно назвать если и не типичным для современного среднего бизнеса, то уж точно знаковым, обозначающим долгосрочный тренд.
«Во всех своих проектах мы ориентируемся на эффективность для бизнеса, поэтому очень внимательно оцениваем и экологические инициативы с этой точки зрения», — сообщили нам в компании S7 Airlines, которая занимает 16-ю строчку в мировом рейтинге Atmosfair самых экологичных авиаперевозчиков.
«Экологические проекты могут принести дополнительную прибыль за счет более эффективного использования ресурсов, — уверен Тарас Кожанов, заместитель директора Сернурского сырного завода. — Вкладываешься в дополнительные основные средства, а потом их окупаешь — обычная история про бизнес и окупаемость инвестиций».
Впрочем, было бы несправедливо считать их мотивы исключительно прагматичными. Скорее их практичность обусловлена особым чувством ответственности в части безопасности своих действий для окружающей среды.
«Как видит свою задачу в области экологии средний бизнес? Главное для него — не взять на себя лишних обязательств, но при этом выбрать то, что существенно и на что действительно влияет их бизнес-модель, — полагает Светлана Герасимова, руководитель Школы КСО и устойчивого развития ММВШБ МИРБИС. — Если твоя компания использует воду и загрязняет ее, решать нужно этот вопрос — это значимая зона ответственности, ее невозможно подменить, например, социальными акциями. Для многих настоящих предпринимателей это связано с личными мотивами, поскольку они сами живут в этих городах, воспитывают там своих детей и хотят, чтобы там была среда развития, хотят передать им нормальный устойчивый бизнес — и эти вопросы для них важны, ведь все, что поддерживается обществом и не вредит экологии, является в перспективе более устойчивой моделью развития бизнеса».
Правда, в отличие от ответственного бизнеса, весьма последовательного в своих действиях в сфере экологии, другой ключевой агент поддержания экологической безопасности — государство — судя по всему, пока с трудом выстраивает адекватную политику в этой области. Особенно ярко это проявляется в регулировании такой отрасли, как сбор и утилизация отходов, о чем рассказывали наши респонденты (см. «Купим много стеклобоя», стр. 47; «Безотходное ресторанное дело», стр. 44; «Кому мешают московские дворники», стр. 55; «Рыцарь мусорного дела», стр. 58).