С 1 июня в Москве возобновляется работа непродовольственных магазинов. Будут также открыты прачечные, химчистки, мастерские по ремонту — те места, которые не требуют длительного контакта с человеком. Смягчение режима должно вернуть к нормальной работе торговые центры — до этого в них работали только магазины продуктов и первой необходимости, аптеки.
Перезапуск торговых центров проводится на фоне не только снизившихся доходов населения, но и неурегулированных отношений девелоперов — владельцев торговых центров и ритейлеров. Между ними зачастую идет настоящая война, так как они не могут договориться о справедливых арендных ставках во время вынужденного простоя и после его завершения. Во второй половине мая правительство попыталось решить проблемы между игроками рынка коммерческой недвижимости законодательной инициативой. Однако этот прецедент вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, с перераспределением рисков и доходов внутри экономической цепочки, провалился. Лоббисты выхолостили суть нового закона о возможности ритейлеров выходить из договоров аренды без штрафов.
Арендная война
«Торговые центры временно закрыть, но чрезвычайное положение не объявлять» — такой политикой власти создали сложнейшую ситуацию на рынке коммерческой недвижимости. Девелоперы и ритейлеры не только пытаются спасти свой бизнес, передоговариваясь с банками и пытаясь сохранить трудовые коллективы, — часто они друг с другом настоящую войну. Первые стараются следовать текущим договорам и получать докризисную арендную ставку, вторые пытаются договориться о новых арендных платежах в соответствии с изменившимися реалиями.
«На рынке хаос. Тысячи игроков пытаются передоговориться на индивидуальных условиях, и нет никаких общих правил, — говорит один московский брокер. — Некоторые девелоперы, например IKEA, сразу дали арендные каникулы на период пандемии. Другие предложили арендаторам платить со скидкой, некоторые до последнего настаивают, чтобы ритейлеры платили строго по договору». Такой же разброд и среди арендаторов. Часть согласилась на предложенные девелоперами условия. Отдельные игроки, пользуясь ситуацией, хотят “прожать” владельцев: например, интересно, что большие скидки требуют даже продуктовые сети и аптеки, которые от пандемии выиграли. А какие-то арендаторы говорят: “Нас закрыли незаконно, без нашего согласия, и мы платить ничего не будем. Встретимся в суде”».
Один из очагов арендной войны располагается в торговых центрах, которые были перестроены из рынков. «Всех арендаторов заставляют подписывать дополнительный договор, по которому в период простоя мы должны платить четверть арендной платы. Но есть информация, что после окончания карантина всех заставят доплатить. Тем, кто отказывается подписывать, перекрывают доступ к магазину и грозят штрафами. Я чудом вывез товар в конце марта, у остальных он заблокирован, — говорит индивидуальный предприниматель Андрей. — Кстати, в договоре год назад появился пункт о том, что владельцы торгового центра могут изменить условия не только в случае форс-мажора, но и по требованию московского правительства. Раньше этого пункта не было. Владельцы центра знали о карантине задолго до его объявления?»