Российская детская библиотека объявила об учреждении Премии имени Эдуарда Успенского и о конкурсе на ее логотип. И тем самым подожгла фитиль к бомбе, которой было суждено подорвать репутацию отечественного классика детской литературы. Она и при жизни Успенского была не слишком хорошей. Еще в конце 2011 года его третья жена и соведущая проекта «В нашу гавань заходили корабли…» Элеонора Филина дала подробное интервью журнала «Караван историй», в котором сдержанно описывала нелицеприятные стороны совместной с Эдуардом Успенским жизни. Тогда Успенский с пылом сражался за свою репутацию с помощью медиа, демонстрируя широкой публике то семейную идиллию, то, будучи уже тяжело больным, собственную немощность, и таким образом обезвреживал своих противников. Сразу после его смерти его единственная родная дочь от первого брака Татьяна Успенская дала телевизионное интервью, в котором не скрывала особенностей поведения отца: она говорила и о его алкоголизме, и о жестокости, но эффект ее слова возымели только сейчас.
В письме, опубликованном на сайте «Собеседника», дочь Успенского пишет: «Мой отец был человеком очень жестоким, совершавшим в течение всей жизни домашнее насилие, это была его система отношений в семье… Это было физическое, психологическое, эмоциональное насилие, повторяющееся постоянно по отношению ко мне — его дочери, моей матери — его жене, его внукам, детям другой жены (известной телеведущей Элеоноры Филиной) и так далее… К несчастью, грубость и хамство, контроль и принуждение постепенно стали нормой его жизни… Также нормой стала показная идиллия, когда при приезде телевизионных групп приглашались внуки и должны были изображать счастливую семью великого писателя». При жизни Успенский нейтрализовал ее обвинения ответными упреками в дочерней жадности, которые до какого-то момента могли звучать убедительно. Они могут звучать убедительно и после смерти, если учесть, что Эдуард Успенский лишил свою дочь какой-либо доли в наследстве, а оно, по оценкам людей, входящих в близкий круг писателя, исчисляется десятками миллионов долларов.
И сторонники, и противники Успенского сходятся в том, что он легко шел на конфликтные ситуации и даже черпал в таких противостояниях жизненную энергию. Ему удалось утвердить за собой авторские права на образ Чебурашки, доходы от которых и стали основой его многомиллионного состояния, и до последних дней он сражался с активизированным Юлианой Слащевой «Союзмультфильмом» за авторские права на персонажей мультфильма «Трое из Простоквашино». «Союзмультфильм» отбился от нападок классика и получил взамен его протест против продолжения знаменитой трилогии режиссера Владимира Попова. Тогда как его авторские права на самый знаменитый отечественный детский образ Чебурашки вовсе не бесспорны. Только благодаря художнику-скульптору Театра марионеток Маргарите Скриповой-Ясинской этот персонаж приобрел решающую в его карьере анатомическую деталь — большие уши. А художник-постановщик мультфильма «Крокодил Гена» Леонид Шварцман образ мохнатого существа с большими ушами зафиксировал. Еще одна трогательная деталь: прототипом Шапокляк для Успенского послужила его жена — мать Татьяны Успенской. Вместе они прожили восемнадцать лет.