Минимум контактов

1 июня 2020, 00:00

Читайте Monocle.ru в

В ближайшее время страна начнет выходить из самоизоляции, однако уже сейчас понятно, что так, как до коронакризиса, жизнь еще не будет выглядеть очень долго. Помимо использования масок, перчаток, антисептиков и соблюдения социальной дистанции российскому бизнесу пришлось резко ускорить цифровизацию многих услуг и сервисов, чтобы обеспечить максимальную безопасность населения по всем направлениям, от проезда в транспорте до оплаты счетов ЖКХ.

Если раньше о цифровизации говорили с позиции развития технологий, удобства и упрощения операций, то теперь она обрела совсем другой смысл: безналичный расчет, онлайн-сервисы сводят к минимуму социальные контакты, что особенно оказалось в период пандемии. В итоге цифровизация не только меняет привычное поведение людей, но и трансформирует экономику страны.

Безналичные платежи привычны в новых современных сервисах: агрегатор такси, стриминговые платформы или онлайн-кинотеатры. Но есть услуги, которыми каждый день пользуются все — и школьники, и люди пенсионного возраста. Внедрение платежных инноваций в подобные проекты порой воспринимается неоднозначно, так как оплата наличными деньгами кажется более простой и понятной.

Сегодня развитие цифровых решений стали приоритетом и в социальной сфере. Например, универсальным платежным решением в общественном транспорте является единая транспортная карта «Стрелка», которая принимается к оплате проезда не территории всей Московской области — огромного и густонаселенного региона страны. Проект внедрен командой АО «Расчетные решения» (дочерняя структура ПАО «Сбербанк»), система объединяет свыше 170 перевозчиков на коммерческих и муниципальных линиях. Проект был запущен в 2015 году, однако именно в период пандемии безналичная оплата показала особую важность обеспечения безопасности. Пассажирам не нужно стоять в очереди в кассу, касаться терминалов, пересчитывать деньги — оплата проезда стала доступна бесконтактным путем, а пополнение баланса дистанционно — через сайт, мобильное приложение или Сбербанк.Онлайн. Если нет карты — ее можно купить у водителя, стала доступна и доставка карты на дом.

Спустя пять лет после запуска проекта в Подмосковье подобная система уже внедрена более чем в 20 регионах страны. В Твери, например, реализована новая модель пассажирских перевозок: помимо внедрения инновационной системы оплаты проезда был обновлен парк общественного транспорта. Пассажирам доступна не только оплата проезда наличными денежными средствами, но и электронные способы: при помощи транспортной или банковской карты. Отличительная особенность пилота — впервые все виды проездных билетов стало возможным записать на банковскую карту. Население высоко оценило новые технологии: теперь не нужно носить с собой десятки разных карт.

В рамках обновленной программы реализована технология Social ID, позволяющая льготным категориям граждан осуществлять поездки по специальным условиям, используя банковскую или социальную карту. Более того, на базе Social ID специалисты «Расчетных решений» разработали механизм предоставления адресной помощи малообеспеченным гражданам. Проект стартует в июне в Калининградской области при поддержке правительства региона и при участии Сбербанка. В условиях пандемии появилась у малообеспеченных граждан появилась возможность покупать социально значимые продукты в пределах определенной суммы. Денежные средства, выделяемые в качестве материальной помощи, зачисляются на специальный счет. Идентификатором счета является карта «Мир».

Влияние цифровизации трансформирует и сферу жилищно-коммунального хозяйства. Так, «Расчетные решения» предлагают перевести всех участников рынка, как потребителей коммунальных услуг, так и поставщиков, на единую облачную платформу — БРИС ЖКХ. Это первый федеральный биллинг для расчетных центров, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и товариществ собственников жилья, комплексное решение для расчета начислений за жилищно-коммунальные услуги, сбора и обработки платежей. Такое облачное решение позволяет снизить расходы бизнеса на расчетную инфраструктуру и сильно упрощает жизнь пользователям: никаких походов в управляющую компанию или службу единого окна для сдачи показаний счетчиков или выяснения информации по платежам — все данные отражаются в личном кабинете и в мобильном приложении

Система настраивается для каждого участника, имеет удобный интерфейс пользователя, интегрируется с внешними системами (ГИС ЖКХ, ОСЗН, «Сборщики платежей» и т. д.), что обеспечивает простой и быстрый переход с любого текущего решения. Проект уже внедрен в 16 регионах Российской Федерации, обслуживает 3,3 млн лицевых счетов.

«Пандемия значительно ускорила процессы цифровой трансформации сферы услуг. Безналичные платежи стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей в условиях карантина, что дало пользователям возможность оценить, насколько удобно и безопасно пользоваться онлайн-сервисами, даже если раньше это казалось непривычным», — говорит генеральный директор АО «Расчетные решения» Михаил Казаков.