Президенту отвечать в суде

1 июня 2020, 00:00

МИХАИЛ ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС
Михаил Игнатьев считает себя несправедливо обиженным

Бывший губернатор Чувашии Михаил Игнатьев оспорил в Верховном суде РФ указ Владимира Путина о своей досрочной отставке. Это прецедент в российской истории — когда отстраненный в связи с утратой доверия глава региона оппонирует президенту в суде. Игнатьев в своем иске также просил обязать Путина установить факт частичной потери его трудоспособности в период руководства регионом и предоставить ему социальные гарантии. Эту «социальную» часть требований суд отклонил, но принял в производство «политическую» — о законности увольнения с должности. «Привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика президента Российской Федерации. Направить административному ответчику копии данного административного искового заявления и приложенных документов», — написано в определении Верховного суда.

Михаил Игнатьев родился и всю жизнь проработал в Чувашии. В 2010 году был назначен президентом Чувашской Республики, затем, в 2015-м, избран на новый пятилетний срок. В январе 2020-го Игнатьев совершил двойной самострел. Сначала призвал «мочить» журналистов и блогеров, которые «ни одной статьи не написали о человеке труда, вкладывая добрую душу и сердце», но при этом пишут, «как хорошо в Европе, как хорошо в Америке». А затем некрасиво подшутил над сотрудником МЧС России: он заставил офицера подпрыгивать, чтобы достать ключи от новых служебных машин. Губернатора сначала исключили из «Единой России», а затем Владимир Путин снял его с должности в связи с утратой доверия. Врио главы региона назначен депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Олег Николаев — у него выборы этой осенью.

Первый в истории иск к Путину от уволенного «по недоверию» губернатора породил массу конспирологических версий. Сначала решили, что Михаил Игнатьев пытается предупредить уголовное преследование по коррупционным делам, выставив себя узником совести. Утрата доверия президента часто означает именно такие претензии к чиновникам, тем более что за время работы Игнатьева в его окружении было немало «коррупционных» посадок. Однако Владимир Путин, объявляя об отставке, говорил, что претензий со стороны правоохранительных органов к главе Чувашии нет. Затем обнаружили, что сам Михаил Игнатьев давно госпитализирован с воспалением легких и сердечной недостаточностью, находится в реанимации и подключен к аппарату искусственного кровообращения. Тогда кто именно подал иск в суд вместо бывшего губернатора? Закулисные игры чувашских элит или кремлевских башен — еще одна версия.

Эксперты, с которыми нам удалось пообщаться, склоняются к версии о личных мотивах Михаила Игнатьева. «Импульсивный», «эмоциональный», «резкий», «упрямый», он действительно считал, что с ним обошлись несправедливо, слишком жестко. Вероятно, уже в больнице, будучи в тяжелом состоянии, он решил до конца защищать свое честное имя — даже в безнадежном иске против главы государства. Так что делать далеко идущие выводы из этого кейса не стоит. Хотя обращает на себя внимание тот факт, что Верховный суд придерживался процедуры и принял часть претензий к рассмотрению.

Ранее только мэр Москвы Юрий Лужков грозился подать в суд на президента Дмитрия Медведева, который уволил градоначальника в связи с утратой доверия. А в далеком 1994 году суд отменил решение президента Бориса Ельцина, уволившего губернатора Липецкой области Геннадия Купцова. Тот получил девять миллионов рублей компенсации, но не восстановился в должности. В те же годы судился с первым президентом России и губернатор Брянской области Юрий Лодкин. Он не подчинился указу № 1400, прекращавшему деятельность Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. Суд признал указ незаконным, но дело Лодкин все же проиграл.