Россияне соскучились по красоте

1 июня 2020, 00:00

RICH PEDRONCELLI/AP/TASS
После карантина россияне ринулись в салоны красоты

В последние недели в стране значительно возросла потребительская активность: после выхода ряда регионов из карантина расходы потребителей начали восстанавливаться. Об этом свидетельствуют данные вышедшего на прошлой неделе отчета компании «Тинькофф» на основе транзакций Тинькофф-банка. Ранее в компании отмечали, что на самоизоляции средние расходы потребителей сократились более чем на 30% по сравнению с февралем. В мае же уровень расходов составил уже 80% от показателей февраля.

Только три категории каналов продаж продемонстрировали рост на самоизоляции: супермаркеты (15%), зоомагазины (3%), музыкальные и онлайн-подписки (8%). Сильнее всего упали в продажах путешествия и досуг, который включает в себя кинотеатры, развлечения и рестораны (падение более чем на 90%). После того как после 12 мая в ряде регионов были сняты ограничительные меры, расходы по сравнению с апрелем начали расти во всех категориях, что объясняется накопившимся отложенным спросом. Так, заметно выросла категория спорттоваров, расходы на которые почти добрались до уровня февраля (89% от докризисных значений), автоуслуги (74%), салоны красоты (55%). Несмотря на туманность прогнозов возможности перемещаться в ближайшие месяцы, расходы на авиабилеты выросли на 58%, на железнодорожные билеты — на 68%, а на бронирование номеров в отелях — на 16% по сравнению с апрелем.

Наиболее заметный скачок в потребительских тратах наблюдается в торговле одеждой и обувью и в секторе услуг, таких как услуги салонов красоты, автоуслуги и медицинские. Так, в Ленинградской области, где после 12 мая открылись магазины непродовольственных товаров, салоны красоты, заведения общепита и другие предприятия, которые были закрыты в течение полутора месяцев, траты в салонах красоты выросли на 80% по сравнению с апрелем, рост расходов на одежду и обувь составил 41%, спрос на медицинские услуги поднялся на 60%. В Республике Татарстан расходы на «красоту» увеличились почти в два раза, на одежду и обувь — на 74%, на автоуслуги — на 84%. Аналогичные послабления были введены в Республике Башкортостан, и там жители стали тратить в два раза больше в салонах красоты и на одежду и обувь, а в секторе автоуслуг расходы выросли на 44%. Жители Калининградской области после 12 мая увеличили траты в салонах красоты более чем в три раза, а на одежду и обувь — в 2,6 раза. В Пермском крае расходы жителей на «красоту» выросли в 2,2 раза.

Скорее всего, тенденция роста потребительских расходов продолжится и дальше — по мере выхода все новых регионов из карантина. Однако после того, как будет реализован отложенный спрос, темпы роста расходов, вероятнее всего, затормозятся — в лучшем случае нам удастся выйти на докарантинные февральские показатели потребления. А ближе к осени есть все основания ожидать существенного сокращения объемов продаж во многих секторах потребительского рынка, в частности в той же самой сфере услуг, непродовольственной рознице, на рынках жилья и автомобилей.