В коронакризис редакция «Эксперта» работала без пауз. Мы не пропустили ни одного номера, насыщали сайт, максимально подробно информировали читателей о событиях в России и мире. К счастью, ни один сотрудник не заразился и не заразил остальных. Удалось обойтись без сокращений, хотя в ближайшие месяцы рынок не сулит ничего хорошего. И у нас не получилось попасть в список предприятий, которые могут претендовать на какую-либо поддержку государства. И то же государство в лице московской мэрии выдало журналистам особый пропуск, признав нашу работу общественно значимой. Но представления о значимости профессии у нас с государством разнятся.
В мире отрасль традиционных СМИ давно считается уязвимой и требующей поддержки. Прессе и независимым телеканалам сокращают налоги, заказывают социальный контент (в каждом издании, а не в избранных), дотируют распространение. Давно стало понятно, что ни на рекламе, ни на интернет-доходах заработать нельзя — СМИ выживают на средства владельцев и «информационном сопровождении» крупных компаний и госконтор. Зависимость от агрегаторов и поисковиков и налоговая нагрузка, в первую очередь на фонд оплаты труда, вынуждает экономить на журналистах, на качестве, на глубине материалов. Писать долго и подробно невыгодно, лучше быстро выстреливать «коротышами», ориентируясь на хештеги, правила SMM, повестку дня. Такова картина мира для нас. О том, как ее видят в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, нам рассказал заместитель министра Алексей Волин.
— Как вы оцениваете ситуацию на рынке СМИ? Издания закрываются, редакции бунтуют против владельцев, рекламных денег мало и, наконец, удар коронавируса… Так ли все плохо?
— На рынке СМИ мы видим две разнонаправленные тенденции. Во-первых, традиционные средства массовой информации радикально увеличивают свою аудиторию, причем во всех сферах. Это касается как телевидения, где очень сильно увеличилось телевизионное смотрение, так и интернета. Причем мы видим, что основной трафик интернет-сайтам сегодня дают традиционные средства массовой информации. Там, конечно, есть и чисто интернетовские, типа «Ленты.ру» и «Газеты.ру». Но все равно их аудитория зачастую меньше, чем аудитория СМИ, которые изначально считались сугубо офлайновыми.
— Можно ли измерить это резкое увеличение аудитории?
— Если говорить про общее увеличение совокупной аудитории, то за последние несколько месяцев она увеличилась примерно на 150 миллионов пользователей. Не людей, а пользователей, то есть мы складываем аудиторию различных сайтов, которые пересекаются.