Президент Владимир Путин поставил задачу резко активизировать газификацию регионов России и снять с граждан бремя финансирования затрат на подключение к газовым сетям. Оба решения, вошедшие в перечень поручений главы государства по результатам проверки исполнения законодательства по развитию газоснабжения регионов, — знаковые. На кону качественное улучшение условий жизни более десяти миллионов российских семей.
Программа газификации регионов России — давний приоритет президента. Она получила статус национального проекта еще в 2005 году. На тот момент уровень газификации нашей страны составлял 53,3–60% в городах и 34,8% — на селе. За пятнадцать лет задача полной газификации страны так и не решена. Уровень газификации увеличился к началу нынешнего года до 70,1%. В сельской местности прогресс наиболее серьезный: сегодня газифицировано почти 60% домохозяйств. Но до полной газификации еще очень и очень далеко. В 20 субъектах Федерации на начало прошлого года ее уровень недотягивал до 20%, а в семи регионах: Чукотке, Камчатке, Приморье, Магаданской и Мурманской областях, Хакасии и Красноярском крае — был и вовсе нулевым. Что стыдно для страны — одного из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту природного газа. Не будем сравнивать себя с углеводородными экспортерами Залива, но даже в ряде стран ближнего зарубежья задача обеспечения газом населения практически решена. Так, в богатых газом Туркмении и Азербайджане уровень газификации превышает 90%. В утвержденной же в апреле текущего года Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года поставлена задача довести средний уровень газификации к концу целевого периода до 83%.
Теперь эти неспешные темпы перестали устраивать Путина. Поручение президента предусматривает «поэтапное завершение газификации к 2024 году и 2030 году с установлением соответствующих целевых показателей на основе актуализации и утверждения региональных программ». Формулировка немного двусмысленная, но можно предположить, что теперь речь идет о достижении стопроцентной газификации российских регионов самое позднее к концу 2020-х годов. Ранее представители «Газпрома» и Минэнерго России оценивали затраты на завершение газификации страны в диапазоне 1,7–2 трлн рублей (в текущих ценах).
Не менее революционной является вторая часть поручения: «…Обеспечить формирование источников финансирования мероприятий по подключению граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств». Это важное дополнение, так как не секрет, что до сих пор подведение газовых труб от внутрипоселковых сетей непосредственно к домам, работы по газовой разводке внутри дома, включая приобретение соответствующего оборудования, жители оплачивали сами, и это обходилось им в копеечку: средние сметы на одно подключение в ЦФО в прошлом году находились в диапазоне 200–300 тыс. рублей. Истосковавшиеся по человеческому комфорту люди копили «на газ» годами, многие вынуждены были влезать в долговую кабалу, чтобы оплатить его долгожданное подключение. И вот теперь эти затраты должны взять на себя другие участники процесса — бюджеты регионов и «Газпром».
Надо сказать прямо: резервы увеличения инвестиций «национального достояния» в газификацию регионов имеются. На высоких совещаниях представители «Газпрома» приводят следующие цифры: за период 2005–2018 годов инвестиции ПАО «Газпром» в реализацию программы газификации регионов РФ превысили 361 млрд рублей, в том числе в 2018-м — 36,7 млрд. Казалось бы, внушительная цифра. Но если вспомнить, что годовая инвестиционная программа «Газпрома» в прошлом году превысила 1,8 трлн рублей, то получим, что на вложения в доставку газа российским розничным потребителям газовая монополия тратит лишь около 2% суммарных годовых капвложений.
Недостаточные темпы газификации «Газпром» списывал на региональные власти, не сумевшие обеспечить должную синхронизацию по строительству внутрипоселковых газовых сетей. Кроме того, газовая корпорация в принципе не активизировала работы в субъектах Федерации, имевших значительную задолженность по поставкам газа ЖКХ и населению. Теперь весь комплекс сложных проблем по поводу газификации между «Газпромом» и региональными и местными властями придется решать заново. Очевидно, что требует резкой активизации и программа развития малотоннажных производств сжиженного природного газа (СПГ): он мобильный, и его доставка для ряда малозаселенных территорий экономически более предпочтительна по сравнению с доведением сетевого газа до каждого домохозяйства (подробнее перспективы распределенной газификации на базе малотоннажного СПГ «Эксперт» разбирал в материале «Как слезть с трубы» в № 29 за 2019 год).
По иронии судьбы пандемия может облегчить старт этой работы. Если раньше поставки газа на внутренний рынок были менее прибыльными по сравнению с экспортом, то теперь внутренний рынок неожиданно стал премиальным: российские цены в моменте выше европейского спота. В конце мая в крупнейшем в Европе голландском газовом хабе TTF цены составляли 40–45 долларов за тысячу кубометров, что ниже внутренних российских оптовых цен на газ (порядка 60 долларов).