Президент России Владимир Путин одобрил подготовленный правительством «Общенациональный план по восстановлению экономики». Впрочем, новых мер, как и денег на них, в нем немного — в основном это систематизация того, что уже осуществляется.
План состоит из девяти разделов и содержит около 500 конкретных мероприятий; стоимость его реализации примерно за два года составит около пяти триллионов рублей. К концу 2021 года предполагается выйти на уровень роста ВВП минимум 2,5% (по итогам 2020-го ожидается падение примерно на 5–6%), на 2,5% должны вырасти реальные зарплаты. Безработица должна составить меньше 5% (сейчас 5,8%), ежегодный прирост инвестиций в основной капитал — не менее 4,5% (в этом году они рухнут на 12%). Интересно, что целевые показатели плана сегодня даже меньше, чем прогнозы восстановительного роста, которые еще 22 мая 2020 года рассчитало Минэкономразвития: ведомство Максима Решетникова полагало, что в 2021 году ВВП упадет на 2,8%, а инвестиции — на 4,9%. Непонятно, почему в итоге в план вошли такие осторожные показатели.
Правительственный план в целом эксперты оценивают достаточно позитивно, однако призывают не переоценивать объем денег, которые будут направлены на стимулирование экономики и ликвидацию последствий кризиса. В сумму пять триллионов рублей входят недополученные доходы бюджета, а также расходы на уже утвержденные и даже уже реализуемые мероприятия. Например, в него включены запланированные ранее закупки оборудования и машин по нацпроектам почти на триллион рублей.
«План правительства сделан вовремя и достаточно профессионально. Однако методологически правильно было бы разделить вопросы ликвидации последствий кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста — это разные задачи. Соответственно, нужно разделять антикризисные меры и стимулирующие меры», — объясняет заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Алексей Ведев. Он также отмечает, что пять триллионов рублей — это, видимо, только начальная цифра, скорее всего, денег потребуется больше.
Начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Сергей Заверский отмечает важный факт: в документе вообще не упоминается стратегическое планирование. «Несмотря на принятие закона, фактически стратегического планирования в стране все еще нет. Это одна из причин, почему многие объявляемые планы часто так и остаются набором разрозненных действий, не обеспечивающим достижения поставленных целей. Как показал, в частности, первый год запуска нацпроектов, даже наличие выделенных из федерального бюджета средств не обеспечивает реальных изменений», — говорит экономист.