Требования по возврату экспортерами валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары и вовсе станут поэтапно отменять.
Напомним, дискуссия между ЦБ и Минфином России об ослаблении валютного контроля идет уже более двух лет: Минфин последовательно выступает за снижение штрафов за нерепатриацию валютной выручки, отстаивая интересы экспортеров и бюджета, а ЦБ сопротивляется, так как обязательная репатриация — один из инструментов сглаживания колебаний рубля (подробнее см. «Экспортерам разрешат не возвращать деньги», «Эксперт» № 22 за 2018 год).
И вот теперь Минфин одержал победу — хотя бы до середины 2021 года. «Меры по либерализации валютного контроля хороши для экономики, в частности для экспортеров, — комментирует Денис Порывай, аналитик Райффайзенбанка, — так как позволяют им по собственному усмотрению накапливать валютную выручку либо менять ее на рубли в соответствии с собственными прогнозами или необходимостью — например, для погашения в конце года валютных кредитов и займов или выплаты дивидендов. При прочих равных это также приведет к ослаблению рубля, что позитивно не только для тех же экспортеров, но и для бюджета, для которого текущий курс довольно высок. Что же касается экспортеров, то многие из них сейчас оказались в операционной яме из-за падения долларовых цен и относительно высокой себестоимости их продукции, и ослабление рубля могло бы их поддержать».
Либерализация валютного контроля ведет также к увеличению волатильности рубля, но прямо сейчас этого опасаться не стоит, добавляет Денис Порывай: из-за выпадения существенного объема нефтегазовых доходов бюджета ЦБ будет в июне продавать большой объем валюты на внутреннем рынке и это сдержит рост волатильности.
Подробнее о сути плана восстановления экономики см. «Медленно выползем из ямы» на стр. 32