Эпидемии — важнейший фактор, не раз менявший тренды развития городов. Чума IV века до нашей эры в Афинах, холера в Лондоне 1853 года, испанский грипп XX века — после этих эпидемий появлялись новые санитарные правила и принципы застройки. Один из возможных результатов нынешней самоизоляции — смена потребительских предпочтений, за которой может последовать и изменение градостроительной парадигмы. Районы многоэтажек с маленькими квартирами, очевидно, оказались не лучшим местом для самоизоляции. Слишком высокая плотность населения опасна не только с психологической точки зрения, но и с эпидемиологической. На контрасте односемейные дома на природе выглядят прекрасным жильем-убежищем. Пандемия заново поднимает вечный вопрос: город или субурбия?
«Большая часть бизнеса перейдет в онлайн. Этот тренд убьет города. Люди начнут массово переселяться из мегаполисов в сельскую местность», — прогнозирует известный экономист, автор книги «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» Нассим Талеб. Демографические процессы довольно инерционны, но в России реакция на введение режима самоизоляции была стремительной. Люди массово переехали за город, в марте–апреле спрос на аренду коттеджей и дач был ажиотажным. Однако пока непонятно, стал ли переезд в пригороды лишь спонтанной реакций на карантин или так задается устойчивый тренд на субурбанизацию. Превратятся ли коттеджи-убежища в полноценное жилье круглогодичного использования? И станет ли государство реагировать на эпидемию корректировкой градостроительной политики, сделав акцент на развитие малоэтажного жилья?
Арендный бум
Первая реакция москвичей на введение самоизоляции и переход к дистанционной работе — бегство из мегаполиса. Из Москвы за несколько недель, по разным оценкам, уехало три-четыре миллиона человек. Кто-то вернулся в родные города, значительная часть семей переехала в загородные дома и на дачи. Уникальный российский феномен «двух жилищ», когда у семей кроме городской квартиры есть и домик за городом, возможно, одна из причин аномального развития эпидемии коронавируса в стране. В мире столь массового бегства людей из мегаполисов не произошло.
По данным компании «Миэль», спрос на загородное жилье в апреле вырос к прошлому году в десять раз. «В считанные дни смели все приличные варианты коттеджей. И мы стали обзванивать людей, выставивших дома на продажу, с предложением использовать ажиотаж и сдать жилье в аренду на летние месяцы», — говорит подмосковный риэлтор. «Ушли» даже давно «висевшие» варианты. «Мы два года не могли сдать коттедж под Истрой. В конце марта нас замучили звонками, и первый же просмотр завершился сделкой. Двухсотметровый дом в 55 километрах от Москвы был сдан за 80 тысяч рублей в месяц», — рассказывает москвичка Алина.