Россия и Китай начинают переходить от слов к делу: все чаще коммерческие сделки между компаниями из наших стран обслуживаются не в долларах, а в национальной валюте. В пресс-службе ВТБ напоминают, что, по статистике ЦБ РФ, в 2019 году внешнеторговые расчеты РФ и Китая в долларах США сократились практически вдвое по сравнению с 2018 годом, значительная доля расчетов теперь проводится в евро и национальных валютах.
Пока, правда, о крупных публичных сделках в рублях ничего не слышно. Зато на прошлой неделе Московский кредитный банк (МКБ) подписал соглашение о привлечении средств от China Development Bank. По нему МКБ получит до 200 млн юаней (чуть меньше двух миллиардов). МКБ стал первым частным банком, которому удалось реализовать такой формат сделки. В пресс-службе банка пояснили, что цель соглашения — привлечь средства для стимулирования торговли между Россией и Китаем в национальных валютах. Речь идет о самых разных видах финансирования: закупки по аккредитивам, факторинг, лизинг, пополнение оборотных средств для компаний, работающих с Китаем.
Ранее тот же МКБ подписал мультивалютный кредитный договор на два миллиарда рублей с сетью «Остин» (O'stin), которая получила от банка юани для закупки продукции у китайских поставщиков. Финансирование МКБ привлек через синдицированный кредит от крупных региональных банков Китая. Это также был первый случай, когда российский частный банк получил синдицированный кредит от китайских финансовых организаций. Стоит пояснить, что это отдельная сделка, хотя и преследует те же цели, что и соглашение с China Development Bank.
«МКБ в ноябре 2019 года получил кредитный рейтинг АА+ по китайской национальной шкале от рейтингового агентства Lianhe Ratings. У банка открыты корреспондентские счета в китайских банках, есть межфакторные соглашения, открыты лимиты. Мы планируем активно наращивать бизнес в этом направлении», — рассказала Наталья Бахова, начальник управления продаж документарного и международного бизнеса МКБ.
Китайцам нужны доллары
Энтузиазм МКБ вполне понятен. Китай — один из крупнейших наших торговых партнеров, причем его доля во внешнеторговом обороте растет — 16,64% в 2019 году против 15,73% в 2018-м. В целом же товарооборот между Китаем и Россией за 2019 год составил 110,918 млрд долларов.
Непонятно другое: почему никто из российских банков активно не занимается торговым финансированием в юанях? Более того, оборот по сделкам спот пары юань/рубль на Московской бирже упал с 697 млрд рублей в 2015 году до 122 млрд в 2017-м и только к 2019 году плавно восстановился до 221 млрд рублей. Что интересно, именно 2017 год был периодом наибольшего энтузиазма в области сотрудничества с Китаем и деклараций о переходе на национальные валюты в торговле между нашими странами. Некоторые китайские компании активно лоббировали юани, и если контракт заключался в юанях, то предоставляли скидку на товар. При этом в 2017 году спрос на юань на Московской бирже резко упал.