Не завершенное вовремя строительство — это потери для бюджета страны. Но на самом деле проблема гораздо шире. Зачастую такие объекты препятствуют доступности получения гражданами медицинских услуг, образования, комфортной городской среды, транспорта. Тому есть реальные примеры:
В 2007 году в Костроме началась реконструкция госпиталя для ветеранов войн, но через год она была приостановлена. Фактические расходы составили 7,3 млн рублей, на завершение проекта денег нет.
В Орловской области почти двадцать лет простаивает недостроенный мост через реку Быстрая Сосна. Строительство капитального железобетонного моста началось в начале 2000-х. В настоящее время собственника у моста нет, в связи с чем поставить его на учет и завершить строительство невозможно.
В Архангельской области есть районный центр Шенкурск, город и его жители отрезаны от остального мира рекой Вага. Единственная связь с миром — понтонный мост, который принадлежит частной фирме (проезд платный — для легкового автомобиля 80 рублей в одну сторону). Зимой открывается переправа по льду со всеми рисками в части безопасности. В период весеннего ледохода и подъема воды движение по мосту закрыто, для переправы задействуют платный паром, люди вынуждены рисковать жизнью, чтобы попасть домой, в районную больницу и т. д. Планов строительства капитального моста у региональных органов исполнительной власти нет.
В 2019 году мы в Счетной палате провели масштабный анализ незавершенного строительства, финансируемого за счет бюджетных средств. Наш анализ выявил ряд существенных недостатков в системе госуправления в этой сфере.
Мы выделили ряд болевых точек, устранив которые, на наш взгляд, можно начать эффективно решать проблему незавершенного строительства: