Поселок Усть-Луга, что в ста километрах от Санкт-Петербурга, стал известен на всю страну после того, как рядом с ним, на берегу Лужской губы Финского залива Балтийского моря, в конце 1990-х — начале 2000-х годов стал строиться одноименный глубоководный морской порт. Постепенно появлялись новые проекты, которые оказывали существенное влияние на развитие Усть-Луги и прилегающих территорий. Один из ключевых якорных игроков — Усть-Лужский контейнерный терминал (УЛКТ), введенный в эксплуатацию в 2011 году и, по оценке экспертов-логистов, являющийся одним из самых современных и технологичных в России.
По лучшим лекалам
На момент своего строительства УЛКТ стал первым контейнерным терминалом в России, проектирование и строительство которого выполнено с нуля и специально для перевалки грузов этого типа. Кроме того, сегодня терминал обрабатывает навалочные (уголь), генеральные и проектные грузы.
Географическое положение УЛКТ в сочетании с развитой железнодорожной инфраструктурой позволяет предложить более эффективный по сравнению с транзитом через порты зарубежных государств вариант доставки контейнерных грузов в Центральную Россию, а двусторонний подходной канал к порту обеспечивает стабильное движение судов и позволяет полностью избежать очередей и задержек. Для контейнеров на УЛКТ также доступен сервис отправки в составе ускоренных поездов. К примеру, в Москву ускоренные контейнерные поезда отправляются практически ежедневно.
В целом железнодорожная инфраструктура терминала включает 4,7 км собственных путей, что дает возможность обрабатывать два состава одновременно. Инфраструктура ОАО РЖД в порту Усть-Луга позволяет организовать интенсивную обработку грузов и обеспечить их доставку и вывоз в обход перегруженного узла Петербурга. Развернутая длина железнодорожных путей станции Лужская, одной из крупнейших в Европе припортовых станций, составляет более 210 км.
«Другая ключевая история, которая помогает нам в выстраивании качественной работы с грузоотправителями, — грамотная ИТ-поддержка, благодаря которой мы обеспечили оперативное оформление всех экспортно-импортных операций», — говорят в УЛКТ. Несколько лет назад УЛКТ стал использовать электронный документооборот на всех технологических этапах обработки импортных грузов. В прошлом году безбумажными стали и операции по отправке экспорта. Вся цепочка документов, используемых во взаимоотношениях с клиентами, обрабатывается на едином веб-портале группы Global Ports в электронном формате.
Без рисков для экологии
В рамках программы расширения номенклатуры грузов УЛКТ в 2018 году начал работу с углем. Навалочные грузы, как известно, могут оказывать негативное влияние на окружающую среду в случае использования устаревших технологий, поэтому при строительстве мощностей по перевалке угля общий бюджет экологических мероприятий УЛКТ превысил 150 млн рублей. Комплекс оснащен ветропылезащитными экранами, введены в эксплуатацию системы локальных очистных сооружений. Кроме того, УЛКТ — первое предприятие в России, применившее в своей работе спредерную револьверную технологию, когда уголь транспортируется в трюмное пространство загружаемого судна в специализированных open-top контейнерах. Это позволяет максимально эффективно использовать оборудование, минимизировать риски простоев и снизить нагрузку на окружающую среду.
Есть у сотрудников УЛКТ и опыт работы с опасными грузами — это один из немногих терминалов, имеющих разрешение на обработку всех классов опасных грузов (1-й — 9-й классы), в том числе лицензию на осуществление погрузо-разгрузочных работ (ПРР) применительно к грузам 7-го класса опасности (радиоактивным). Их перевалка сопряжена с соблюдением мер повышенной безопасности и строгого контроля над каждым этапом ПРР. К обработке радиоактивных грузов выдвигаются максимально жесткие требования.
Технически УЛКТ полностью оснащен для того, чтобы стать якорным портом для крупных отправителей. К примеру, в районе Усть-Луги реализуется масштабный проект газохимического комплекса, который не только станет драйвером развития территории, но и даст объемы грузооборота для контейнерных терминалов области. «Мы готовы развивать терминал и дальше; по сути, реализована только первая очередь большого проекта, есть планы на вторую и третью очереди. Кроме того, мы анализируем возможности рынка для расширения номенклатуры обрабатываемых грузов», — подтверждают в УЛКТ. При полном развитии УЛКТ станет крупнейшим и наиболее передовым в технологическом отношении российским терминалом с глубиной у причалов до 16 м.
Санкт-Петербург