Вагон встал на отстой

15 июня 2020, 00:00

На этой неделе должен пройти открытый аукцион по продаже «дочки» РЖД — АО «Вагонная ремонтная компания — 2» (ВРК-2). Это не первая попытка РЖД приватизировать «дочку», ранее предполагалось провести торги 28 мая, однако прием заявок продлили. Стартовая минимальная цена ВРК-2 — 9,145 млрд рублей, шаг аукциона — 50 млн рублей. На фоне спада в транспортной отрасли покупка ВРК-2 — непростое решение для потенциального владельца.

Вагоноремонт чутко реагирует на экономическую ситуацию в стране, особенно на положение угольной, нефтяной и нефтехимической отраслей, продукция которых занимает в структуре перевозок половину грузовой базы. Разразившийся в первой половине года кризис ударил именно по этим отраслям, и, как следствие, пошли вниз грузоперевозки и необходимость ремонта вагонного парка. По данным РЖД, только в марте погрузка снизилась на 5,5%, в целом в первом квартале — на 3,8%. По мнению экспертов, статистика за апрель–июнь будет еще хуже. Игроки надеются на отскок, однако он может произойти еще нескоро. Тем не менее в РЖД уверены: все это шаги «к созданию конкурентного рынка вагоноремонта» — так заявил заместитель генерального директора РЖД Андрей Старков.

Понять РЖД можно: конкурсные процедуры длятся несколько месяцев, а предсказать наступление текущего кризиса было трудно. В предыдущие годы рынок вагоноремонта динамично рос вслед за грузовыми перевозками: 2018-й был знаменателен началом роста, а 2019-й — пиковым спросом на уголь, операторы стали покупать еще больше составов и были готовы отдать существенные деньги за то, чтобы все имеющиеся мощности оставались на ходу. Впрочем, уже к концу 2019 года эксперты отмечали спад загрузки вагонов. Однако в 2020-м к циклическому снижению добавился настоящий кризис. По словам председателя президиума Союза операторов железнодорожного транспорта Игоря Ромашова, на начало мая на российский путях простаивало около 150 тыс. невостребованных вагонов.

«На отстой попадают вагоны, которые как раз требуют ремонта. Таким образом, оператор минимизирует свои затраты в это непростое время — использует те мощности, которые не нужно сейчас ремонтировать. Поэтому рынок вагоноремонта в последние месяцы обрушился. В первом квартале 2020 года рынок просел на 15 процентов. Если смотреть апрель–май, то там падение объемов планового ремонта порядка 20 процентов. Если эта тенденция сохранится до конца года, то это будет что-то экстраординарное. Учитывая, что на рынке вагоноремонта были избыточные мощности, отрасль окажется в очень тяжелых условиях. Нужно понимать, что вагоноремонт — отрасль трудоемкая, она создает большое количество рабочих мест», — рассказал заместитель генерального директора Новой вагоноремонтной компании Максим Кленов.

Рост эффективности — один из способов повысить кризисоустойчивость вагоноремонтных предприятий. В конце прошлого года РЖД продали 100% минус одну акцию другой «дочки» — ВРК-3 — за 8,65 млрд рублей при стартовой цене 7,016 млрд рублей. Покупателем стала компания «Бизнес Оптима», входящая в Объединенную металлургическую компанию (ОМК). ОМК — крупнейший производитель цельнокатаных колес в стране — основных изнашивающихся компонентов вагонов. После покупки председатель правления ОМК Наталья Еремина заявляла в интервью «Эксперту», что они намерены сделать из нее «лучшую сервисную компанию в стране». Однако эта задача оказалась сложнее, чем предполагали металлурги. Ранее ВРК-3, как «дочка» РЖД, всегда имела определенную гарантированную загрузку, а потом пришлось выходить на конкурентный рынок, перестраивать модель работы.

«Сейчас компания вынуждена работать на падающем рынке, и горизонт падения пока неясен, чего мы совсем не ожидали, когда принималось решение о покупке. Вагоноремонтные мощности в избытке, и конкурировать нам сложно. Как раз сейчас проходим через закрытие нерентабельных вагоно-колесных мастерских, в каждом депо предстоит сделать полный реинжиниринг технологических процессов, модернизировать оборудование. Есть и “скелеты в шкафу”: некоторую существенную информацию о состоянии актива узнали уже после покупки», — рассказывает директор по корпоративной стратегии и развитию бизнеса ВРК-3 Александр Романов.

Фундаментально плановый ремонт — это стабильное направление деятельности: вагоны просто не могут выйти на работу без ремонта через определенное время эксплуатации. Поэтому падения все равно сменяются ростом: вагоны, попавшие на отстой, при росте рынка придется ремонтировать. Предприятия также ожидают, что в скором времени придет время ремонта инновационных вагонов. Отличительная их особенность — повышенная грузоподъемность и использование инновационных тележек. Однако сколько продлится нынешний спад, неизвестно. Например, по оценкам Минпромторга, в этом году производство грузовых вагонов в стране составит 36–40 тыс. штук, то есть выпуск упадет вдвое. Участники рынка видят такую цикличность: на два-три года хорошего спроса приходится три-четыре года низкого. Высокий спрос сменился резким падением в мае 2020 года, коронавирусной фактор усилил спад. По оценкам экспертов, экономика России восстановится до докризисного уровня через две-три года.