Поддержка внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий уже давно считается одной из приоритетных задач как на федеральном, так и на региональных уровнях в стране. Опыт Ленинградской области убедительно доказывает: у добросовестных компаний-экспортеров появляется все больше возможностей улучшить свои позиции с учетом меняющейся структуры глобального рынка. Важно этот момент не упустить.
Нужно быть гибкими
На федеральном уровне сконцентрированы значительные ресурсы для поддержки крупнейших секторов российской промышленности и сельского хозяйства. Это касается не только продвижения на крупных выставках, методической и консультационной поддержки, но и экспортных субсидий, в частности компенсации затрат на логистику при экспортных поставках. В ряде секторов они могу составлять до 30% конечной цены товара и напрямую влияют на экономическую эффективность экспортного проекта. Кроме того, Росэксимбанк и ЭКСАР, входящие в группу Российского экспортного центра (РЭЦ), продолжают реализацию программ кредитно-гарантийной и страховой поддержки экспортеров.
На региональном уровне вдвое увеличен объем экспортной субсидии для малого и среднего бизнеса. В частности, региональные предприятия имеют возможность компенсировать затраты на транспортно-экспедиционные услуги, таможенное оформление, защиту интеллектуальной собственности и ряд других.
Центр поддержки экспорта (ЦПЭ), который является структурным подразделением Центра развития промышленности (ЦРП) Ленинградской области, также расширяет пакет услуг для бизнеса. «Совместно с Российским экспортным центром мы ведем работу по поиску и подбору иностранных партнеров для российских компаний, и наоборот: по запросу иностранных покупателей ищем поставщиков в Ленинградской области», — говорит генеральный директор ЦРП ЛО Ольга Волкова. «Даже те товарные группы, что сейчас в ускоренном темпе производит наша промышленность, в первую очередь для внутреннего потребления, в краткосрочной и среднесрочной перспективе будут поставляться на внешние рынки. Реальному сектору нужно быть готовым к новым запросам и моделям потребительского спроса», — полагает она.
Сегодня в арсенале регионального Центра поддержки экспорта более 20 различных услуг, включая экспертизу и сопровождение экспортного контракта, адаптацию упаковки, организацию бизнес-миссий и выставок. Продолжается работа по размещению продукции региональных производителей на электронных торговых площадках. Малый и средний бизнес больше других почувствовал на себе негативные эффекты в мировой экономике. При этом работа на экспорт в онлайн-формате не только не останавливалась, но стала еще более интенсивной, поскольку позволяет осуществлять практически весь экспортный цикл не выходя из дома.
«Несмотря на ситуацию с пандемией, мы не можем сказать, что экспортная деятельность в Ленобласти остановилась. Да, были проблемы из-за закрытия международных рынков, проблемы в логистике, срывы сроков поставок. Но сегодня в любой сфере нужно быть гибким, и экспорт не исключение», — объясняет заместитель председателя правительства Ленинградской области — председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов. По его мнению, необходимо развивать логистику и создавать новые транспортные цепочки, использовать новые формы, например проводить зарубежные бизнес-миссии онлайн, активнее подключать возможности электронной торговли. «Это те задачи, которые мы ставим для себя и будем развивать в ближайшее время. Конечно, мы усиливаем и уже существующую поддержку. Область была одной из первых, кто ввел прямые субсидии для экспортеров, в этом году мы увеличили их до 30 миллионов рублей. На мой взгляд, сегодня иностранные компании диверсифицируют поставщиков, легче идут на контакт и у наших компаний есть шансы выйти на зарубежные рынки. Наша задача — найти хороших партнеров в Ленинградской области», — говорит он.
Африка и не только
«О результатах нашей работы говорит количество контрактов, заключенных региональными предприятиями: по итогам 2019 года их было больше 80. При этом важно, что это не только поддержка действующих экспортеров. Большое внимание уделяется новичкам — предприятиям, которые раньше не вели внешнеэкономическую деятельность. Сделать их экспорт системным явлением — одна из важнейших задач центра», — говорит Ольга Волкова.
С начала этого года Центр поддержки экспорта Ленинградской области оказал услуги 83 компаниям малого и среднего предпринимательства. Руководитель ЦПЭ ЛО Ольга Скороходова отмечает, что достигнутый показатель составляет 12% от количества действующих экспортеров региона с оборотом от 10 млн рублей в год. «Сейчас самые популярные услуги у экспортеров — консультирование по вопросам внешнеэкономической деятельности: расчет логистики, возврат НДС, таможенное оформление документов. Пользуется также спросом перевод презентационных материалов на иностранные языки, поиск партнеров в странах Европы, Азии и Латинской Америки. По итогам первого квартала 18 малых компаний, получивших наши услуги, заключили 25 контрактов на поставки своей продукции в 15 стран мира», — рассказывает Ольга Скороходова.
Общий объем этих контрактов составил 9,6 млн долларов. В частности, 11 договоров было заключено на поставку продукции лесного комплекса, семь — на товары областного агропрома, два контракта — на продукцию химической промышленности из Ленинградской области. Одним из ярких и необычных примеров стал контракт на поставку удобрения на основе торфа (сапропель) в Республику Того. Для сопровождения этого экспортного проекта «под ключ» компания «Ресурс» из Всеволожского района обратилась в Центр поддержки экспорта. Им рассчитали логистику, разъяснили процедуру таможенного оформления, а также провели экспертизу пунктов внешнеэкономического контракта. Для компании это первый экспортный контракт, для ЦПЭ ЛО — первый контракт с африканской страной, который сопровождали специалисты центра.
Одна из услуг Центра поддержки экспорта — помощь в размещении и продвижении продукции региональных компаний на зарубежных рынках с помощью средств электронной торговли. Активно выводить компании на электронные торговые площадки ЦПЭ ЛО начал в конце 2019 года, и сейчас эта работа уже дает ощутимый эффект. Например, одна из областных компаний находится на финальной стадии заключения контракта на поставку почво-грунтов в Нигерию через запрос на электронной торговой площадке Alibaba.
«Несколько лет назад, диверсифицировав линейку комбикормов на отечественном рынке, решили попробовать свои силы в экспортных поставках», вспоминает директор по развитию Тосненского комбикормового завода Екатерина Сурушкина. «Не могу сказать, что комбикорм – интересная экспортная позиция, большинство контрагентов за рубежом предпочитали покупать сырье (зерно, отруби и так далее) и уже на месте производить готовый продукт. Но на нашей стороне сыграли качество производимой нами продукции и прогрессивная команда сотрудников, поэтому первых покупателей мы нашли. Все документы оформляли сами, было сложно, поэтому на большие объемы поставок долго выходить не удавалось», — объясняет она.
С Центром поддержки экспорта области сотрудники завода познакомились, когда решали очередную поставленную европейским рынком задачу — сертифицировать корма и кормовые добавки по системе GMP+. «Встретились, посмотрели на те меры поддержки, которые Центр предлагает бизнесу, и решили только помощью с сертификацией не ограничиваться. Специалисты центра помогли нам выйти на электронную торговую площадку. Мы предпринимали самостоятельные попытки поработать на маркетплейсе, но финансово это затратно для бизнеса. Приняли также участие в деловых миссиях и выставках. Очень важная совместная история — поиск потенциальных партнеров, поддержка сделки на всех этапах. Все это оперативно, профессионально, с душой. В этом году мы уже вышли на два экспортных контракта с помощью ЦПЭ», — говорит Екатерина Сурушкина.
С проактивным подходом
Одно из популярных мнений в предпринимательском сообществе — лучше не идти во внешнеторговую деятельность, где все экспортно-импортные операции излишне зарегулированы. «Осторожность, безусловно, имеет место, но, на мой взгляд, ее причина в отсутствии четкого понимания у потенциального экспортера, как правильно продавать за рубежом», — полагает Ольга Волкова.
Проактивный подход наряду с возрастающим внешним спросом на фоне выигрышной для российских экспортеров ситуации на валютном рынке, как оптимистично считают в правительстве Ленинградской области, формируют все возможности для наращивания прибыли.
«Мы максимально перевели оказание услуг в онлайн, сосредоточившись на консультациях, поиске партнеров для наших компаний и размещении продукции на электронных площадках», — подтверждает Ольга Скороходова. «Действительно, деловая активность по всему миру снизилась, в том числе в сфере экспорта, но у нас хороший задел, и в настоящее время ведется работа с компаниями, которые находятся на финальной стадии заключения контрактов. Бизнес быстро ориентируется в ситуации, берет на вооружение новые методы работы, из-за разницы в курсах экспорт стал даже более выгодным, поэтому интерес к услугам нашего центра меньше не стал», — утверждает она.
При этом в Ленинградской области уверены, что уже в краткосрочной перспективе экспортеры, иностранные партнеры и власти вновь смогут встретиться, пусть даже и в онлайн-режиме. На середину сентября запланирован международный бизнес-форум Ленинградской области «Балтика G2B Форум», который будет посвящен взаимодействию бизнеса и власти региона по вопросам мер поддержки бизнеса, внешнеэкономической деятельности и бизнес-кооперации. В прошлом году форум прошел с большим успехом, и, как уточняют в правительстве Ленобласти, есть большой интерес и в этом году. Ожидается, что в нем примут участие представители бизнеса из Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии, США, Японии, Южной Кореи, КНР и стран Бенилюкса. В программу «Балтика G2B Форум» войдут биржа деловых контактов, диалог губернатора Ленинградской области с бизнесом, практические сессии по темам локализации, экспорта и кооперации.