Неожиданный рост в машиностроении

22 июня 2020, 00:00

Международные резервы не заметили кризис. Консолидированные бюджеты регионов пока в плюсе

По данным Росстата, в мае произошло дальнейшее заметное снижение объемов промышленного производства. Индекс к соответствующему периоду прошлого года составил в мае 90,4% после 93,4% в апреле. По сравнению с предыдущим месяцем объем промышленного производства сократился еще на 1,3% после снижения на 6,9% в апреле (с устранением сезонного фактора). Снижение было ожидаемым, его важнейшим фактором стало сокращение добычи нефти (в рамках соглашения с ОПЕК+); по данным Росстата, объем среднесуточной добычи нефти составил в мае 84,7% от уровня годовой давности после 100,3% в апреле. Обрабатывающие производства даже начали восстанавливаться: индекс к маю прошлого года показал спад на 7,2% после 10-процентного провала в апреле.

По мнению экспертов ЦМАКП, какого-либо радикального изменения структуры спада по сравнению с апрелем не произошло — речь преимущественно идет об уменьшении его глубины в наиболее пострадавших отраслях. Напомним, что «антилидерами», с наиболее упавшим выпуском, стали сектора, выпускающие потребительские товары длительного пользования, одежду и обувь, а также отдельные товары инвестиционного спроса, прежде всего автотранспортную технику. Именно в этих секторах и восстанавливался выпуск: в лидерах «отскока» — производство легковых автомобилей, где спад из четырехкратного превратился в мае в двукратный, и особенно производство бытовых приборов, где столь же глубокий спад в апреле уменьшился к маю по интенсивности более чем вчетверо.

ЦМАКП отмечает значительный рост выпуска практически во всем машиностроительном комплексе; при этом, если в части автотранспортных средств, а также в производстве электрооборудования рост лишь частично компенсировал предыдущий спад, то в производстве машин и оборудования майский рост заметно превысил предшествующее сокращение (+20,3% в мае после −7,6% в апреле).

Первые результаты опросной статистики июня показали более оптимистическую картину положения дел, чем данные официальной статистики. Индекс промышленного оптимизма ИЭП имени Е. Т. Гайдара вырос в июне еще на 11 пунктов и приблизился к нулевой линии. Индекс прогнозов промышленности демонстрирует еще более впечатляющий рост, выйдя уже в плюс. Самые впечатляющие изменения зарегистрированы в динамике спроса. Баланс (темп роста) фактических продаж улучшился за месяц еще на 20 пунктов и за май–июнь отыграл уже 30 пунктов из 40 потерянных в апреле.

«Явно позитивные изменения в динамике продаж обеспечили рост удовлетворенности текущими объемами спроса в июне до 48 процентов после апрельского провала этого показателя к десятилетнему минимуму, когда продажи оценивались как нормальные только 37 процентами предприятий», — комментирует Сергей Цухло, руководитель лаборатории конъюнктурных опросов ИЭП.

Планы выпуска на июль–август свидетельствуют о желании предприятий продолжить выход из необычного кризиса 2020 года. В июне баланс ожидаемых изменений выпуска вырос еще на 14 пунктов и достиг 15-месячного максимума. Такой рост оптимизма производственных намерений промышленности базируется на явно позитивных изменениях прогнозов спроса. В июне баланс этих прогнозов улучшился еще на 10 пунктов, а рост показателя за май–июнь составил 29 пунктов. В такой ситуации промышленность логично отказывается от планов сокращения персонала.

Ускорение ценовой динамики в марте и апреле оказалось краткосрочным, и в мае темпы роста потребительских цен продемонстрировали резкое замедление. С учетом корректировки данных Росстата на сезонность за последний месяц весны ИПЦ вырос на 0,2% по сравнению с 0,5 и 0,8% в предыдущие два месяца. Накопленная с начала года потребительская инфляция достигла 1,9%, а прирост цен по отношению к соответствующему периоду прошлого года опустился до 3% (3,1% по итогам апреля).

Продолжилось расхождение «ножниц» цен на потребительском рынке и цен производителей. Последние снизились на 2,9% к апрелю, прежде всего под влиянием продолжающего удешевления энергоносителей. В мае по сравнению с апрелем цены на сырую нефть снизились на 42,5%, на антрацит — на 11,0%, на судовое топливо — на 23,7%, на топочный мазут — на 13,3%. При этом цены на автомобильный бензин выросли на 11,9%.

Международные резервы по состоянию на 12 июня составили 570,8 млрд долларов, увеличившись за неделю на 5,6 млрд долларов, или на 1,0%, в результате положительной переоценки, которая была частично нивелирована продажей иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Международные резервы пока не заметили кризиса платежного баланса — сегодня они выше, чем когда-либо в период после середины 2008 года (абсолютный максимум 596,6 млрд долларов был достигнут в июле 2008-го). Доля золота в резервах уверенно приближается к четверти

За январь–апрель 2020 года консолидированные региональные бюджеты были исполнены с суммарным положительным балансом в 261 млрд рублей. Тем не менее устойчивость региональной бюджетной конструкции находится под угрозой. В апреле 2020 года собственные доходы регионов под влиянием падения нефтяных цен и режима самоизоляции сократились почти на 30% по сравнению с апрелем 2019-го. Поступления от налога на совокупный доход уменьшились на 40%, что отражает последствия приостановки малого бизнеса. Одновременно расходы регионов в апреле выросли (год к году) на 24,5%, в основном из-за двукратного увеличения расходов на здравоохранение. Лидером по темпам увеличения расходов стала Москва. По оценкам Андрея Чернявского из Центра развития НИУ ВШЭ, по итогам года можно ожидать падения собственных доходов регионов на 12–15%. По его же оценке, поддержка регионов из федерального центра в 2020 году — при предположении, что регионы-доноры в состоянии самостоятельно решить большую часть бюджетных проблем — должна составить не менее триллиона рублей.