ФПГ 2.0: госбанки вышли за флажки
В последние десять лет крупнейшие госбанки страны — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк — участвуют во все большем количестве активов в целом ряде отраслей российской экономики либо контролируют их. Чем обусловлена и насколько успешна эта экспансия? Есть ли синергия между нефинансовыми активами и ядром новых финансово-промышленных групп?
«Эксперт» начинает серию публикаций о нефинансовых активах крупнейших госбанков. Первый сезон сериала посвящен группе ВТБ. Первая серия — об экспансии ВТБ в девелопменте.
Группа ВТБ — второй крупнейший банк России, на конец апреля 2020 года его активы достигали 16,4 трлн рублей, или 15,9% совокупных активов всей банковской системы страны. Государство в лице Росимущества, Минфина и Агентства по страхованию вкладов консолидировало 92,2% капитала группы. Группа ведет активную деятельность не только в России, но и на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья. Основа бизнеса ВТБ — предоставление широкого перечня финансовых услуг (банковских, инвестиционных, страховых, лизинговых) в корпоративном и розничном сегментах.
Устоявшаяся стратегия ВТБ на финансовом рынке — активное поглощение значимых на федеральном и региональных рынках игроков, причем не без помощи и участия государства. Агрессивный рост группы начался в 2004 году с покупки Гута-банка, который послужил фундаментом для дальнейшего развития розничного блока, впоследствии преобразованного в ВТБ24 (ныне полностью слитый с ВТБ). Почти 86-процентная доля «Гуты» обошлась ВТБ всего в миллион рублей — актив на тот момент был проблемным, однако ЦБ в связи с этим разместил в ВТБ целевой депозит в объеме 700 млн долларов по ставке LIBOR на один год с целью «поддержания ликвидности» приобретенного банка. На следующий год ВТБ продолжил экспансию, выкупив крупнейший в Северо-Западном регионе петербургский Промышленно-строительный банк. Тогда же, в 2005 году, были закрыты сделки по переходу владения от ЦБ к ВТБ группой росзагранбанков, для финансирования которых ВТБ получил от правительства взнос в капитал в размере 1,3 млрд долларов.
Сразу после кризиса 2009 года ВТБ поглотил опорный для РЖД Транскредитбанк, а в 2011-м получил контроль над пятым в ту пору в стране по активам Банком Москвы. «Дочкой» последнего был ничем не примечательный брянский «Бежица-банк». В 2012 году ВТБ переименовал его в Лето-банк, рассчитывая развивать на его базе розничный бизнес. В 2016 году на основе Лето-Банка был сформирован федеральный Почта-банк, удачно воспользовавшийся инфраструктурой нескольких тысяч отделений ФГУП «Почта России» по всей стране.