Китай поглощает Гонконг

6 июля 2020, 00:00
KIN CHEUNG/AP/TASS
КНР досрочно перешла к формуле «Одна страна — одна система»

Высший законодательный орган КНР принял закон об обеспечении национальной безопасности в Гонконге, который распространит китайские представления о порядке на территорию бунтующей автономии и позволит осуществлять наказание напрямую, минуя местную систему правосудия. Формально новый закон направлен на борьбу с терроризмом, сепаратизмом, свержением существующего строя и сговором с иностранными государствами. К преступлениям против национальной безопасности отнесены также повреждение транспортных объектов и разжигание вражды по отношению к центральным властям Китая и правительству Гонконга. В соответствии с новым законодательством виновным в вышеперечисленных преступлениях грозит тюремный срок от трех лет до пожизненного заключения. Расследовать эти дела тоже будут в особом порядке: китайские власти создадут в Гонконге ведомство по безопасности, напрямую подчиненное Пекину. По решению местного министра юстиции дело может быть рассмотрено без участия присяжных.

Учитывая, что терактов в Гонконге не наблюдалось, но в последние шесть лет в городе проходят массовые протесты, новый закон направлен прежде всего на оппозицию. В семимиллионном Гонконге в демонстрациях протеста принимало участие до двух миллионов человек, и Пекин ничего не мог с этим поделать. Тяжелое наследие колониального прошлого оставило после себя либеральное местное законодательство и относительно независимую судебную систему. После принятия нового закона о безопасности один из лидеров движения «Революция зонтиков» Джошуа Вонг уже заявил, что прекращает оппозиционную деятельность. Бывшего оппозиционера легко понять: одно дело — после митинга и потасовки с полицией посидеть за решеткой несколько дней и совершенно другое — получить пожизненный срок за демонстрацию, лозунги которой могут быть расценены как разжигающие вражду к центральным властям Китая.

Закон вступил в силу 1 июля, в 23-ю годовщину передачи Гонконга Великобританией Китаю, что, по мнению Пекина, должно было стать символом установления окончательного контроля над Гонконгом. Но, спеша превратить его в часть «обычного» Китая, Пекин нарушает взятые на себя ранее международные обязательства и рискует тем, что автономию покинет до половины ее жителей. В 1984 году КНР и Великобритания подписали Объединенную китайско-британскую декларацию о передаче Гонконга. В этом документе определен полувековой переходный период (с 1997-го по 2047-й), в течение которого Гонконг должен оставаться, по сути, независимым государством в границах Китая, делегировав Пекину лишь вопросы обороны и иностранных дел. Китай гарантировал, что до 2047 года у Гонконга сохранится своя исполнительная, законодательная и судебная власть, а законы, действующие на момент передачи города КНР, останутся без изменений. Пекин обязался обеспечивать в регионе права человека, свободы слова, прессы, собраний и забастовок, а за поддержанием общественного порядка в нем должно было отвечать исключительно местное правительство. Провозглашенный Дэн Сяопином принцип «Одна страна — две системы» не был исключительным проявлением политической мудрости китайского лидера — он стал единственной возможностью получить обратно Макао и Гонконг и давал шанс на мирное возвращение Тайваня. Сегодня Пекин больше не считает себя связанным прежними обязательствами и легко идет на дипломатический конфликт с Лондоном и Вашингтоном.

Попытки Великобритании напомнить Китаю о его обязательствах натолкнулись на «великую китайскую стену непонимания». МИД КНР заявил, что у Великобритании не осталось никаких прав на Гонконг, и попросил больше не вмешиваться во внутренние дела автономии. После принятия закона о национальной безопасности в Гонконге премьер-министр Великобритании Борис Джонсон пообещал его жителям, родившимся до 1997 года, упрощенное предоставление британского подданства — эта инициатива затрагивает до трех миллионов гонконгцев. США, которые уже ввели санкции против Китая за устранение автономии Гонконга, сделали новые, но ни чему не обязывающие антикитайские заявления. Госсекретарь США Майк Помпео пообещал и дальше защищать народ Гонконга от нападок Китая. Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь в ответ обрушился с критикой на Помпео, заявив, в частности, что, во-первых, все положения декларации о передаче Гонконга уже выполнены (по всей видимости, досрочно), а во-вторых, США не имеют к декларации никакого отношения. Возвращение полного суверенитета над Гонконгом становится для Пекина делом принципа, ради которого он готов рискнуть благополучием «жемчужины Востока». Если Гонконг лишится функции мирового финансового центра и нескольких миллионов богатых и образованных жителей, это станет для Китая пирровой победой.