Вывод, который делает в своей книге профессор Европейского университета во Флоренции Александр Эткинд, не оригинален: в ближайшем будущем человечеству придется бороться за выживание, но проблемой его будут не внутренние дрязги и очередная попытка самоуничтожиться с помощью всех тех вооружений, которые оно успело произвести на свет, а внешняя угроза, в защите от которой оружие будет бесполезным. Это высказывание можно интерпретировать как климатическую угрозу, Эткинд пишет и о ней в том числе, но ее можно трактовать и намного шире. Как мы теперь понимаем, оно включает в себя и такое явление, как COVID-19 (книга успела выйти до начала пандемии), который в течение нескольких недель прекратил авиасообщение между странами и вынудил несколько миллиардов человек на протяжении нескольких месяцев крайне редко и крайне осторожно покидать свои жилища. На этот прогноз никто не обратил внимания: книгу встретили всего лишь как еще один интеллектуальный шедевр одного из самых ярких ученых современности.
Едва ли не с первых шагов своего осмысленного существования человечество принимало природные ресурсы как данность, решив, что эксплуатировать их можно бесконечно. Никаких милостей от природы ждать не надо, надо прийти и взять необходимое. В этой гонке люди уже успели провести несколько тысячелетий и начали ее, по версии Эткинда, с выжигания леса, который после пожара становился «продуктивнее, в нем больше дичи, а хищники исчезают». Это, безусловно, насильственный, но не самый разрушительный акт человека по отношению к окружающей среде. Впереди в его истории будет еще очень много соблазнов, которые, с одной стороны, позволят человеку совершить технический прогресс, с другой — разнесут человечество на разные уровни материального достатка, который всегда определялся одним фактором: быть причастным к распределению доходов от продажи той или иной разновидности пользующегося спросом сырья.
И речь идет не только о нефти — самом актуальном источнике сверхдоходов. Когда-то таковым был сахар. Как утверждает Эткинд, «зерно создало крестьянина, текстиль создал пролетария. Буржуа был создан чаем с сахаром». Сахар вместе с производимым из него алкоголем, а также табаком, кофе, чаем и шоколадом создает эффект мягкой зависимости, становясь своего рода социальным наркотиком. И там, где появляется зависимость, тем более массовая, есть возможность получить сверхприбыль. По темпам роста и характеру привыкания автор сравнивает сахар и «наркотики, из него производимые» с нефтью. Из текста следует, что главной движущей силой прогресса человеческой цивилизации неизменно оказываются дары природы, которые и доставляют удовольствие, и одновременно заключают в себе разрушительную силу. И человечество легко соглашается на первое, убеждая себя в том, что все остальное как-нибудь обойдется.