Дарья Данилова, еще будучи студенткой журфака МГУ, интересовалась документальной радиожурналистикой и на каждой из радиостанций, где ей пришлось работать, предлагала сделать документальный проект. Получилось только на «Серебряном дожде», где у нее выходила десятиминутная программа «О том, как звучат люди». Идея делать подкаст пришла ей в декретном отпуске, который совпал с новой волной общественного интереса к этому формату. Выяснилось, что ее коллега Дарья Полыгаева думает об аналогичном проекте, и они сошлись на том, что будут вместе делать программы о людях, в судьбах которых произошел резкий поворот. Так получился подкаст «Не перебивай», который стал первым нарративным подкастом в России. Вокруг проекта собралась команда из пяти человек, которая помимо авторов включает в себя саунд-дизайнера и SMM-менеджера, а редактором проекта стал именитый Андрей Аллахвердов. «Не перебивай» стартовал в феврале прошлого года и с тех пор выходит с периодичностью раз в две-три недели.
Каждый эпизод «Не перебивай» собирает аудиторию двадцать — двадцать пять тысяч человек. Это существенно меньше, чем топовые подкасты с аудиторией сто тысяч человек, тем не менее «Не перебивай» вошел в прошлом году в двадцатку Apple Podcasts. В каждом выпуске есть реклама. Авторы подкаста призывают слушателей перечислять посильные суммы через сайт Patreon. «Благодаря этой поддержке мы оплачиваем хостинг и какие-то элементы производства, но оно слишком сложное, чтобы его можно было полностью оправдать этими перечислениями, — признается Дарья Данилова в интервью “Эксперту”. — Проект уже начал зарабатывать, по пока он экономически не оправдывает себя. Мы его делаем, не рассчитывая на вознаграждение, но если бы у нас был инвестор, то проект бы ему дорого обходился. У нас сложный производственный цикл, который не ограничивается записью разговора на диктофон». У проекта есть и дополнительные эффекты: свою нынешнюю работу в отделе подкастов в «МБХ-медиа» Дарья Данилова, по ее словам, получила во многом благодаря успеху «Не перебивай».
Успеть за пятнадцать лет
В 2005-м Apple добавила в iTunes раздел с подкастами, и тогда же возник этот термин, который буквально переводится как «вещание для айподов». В этом же году возник портал Russian Podcasting, фронтменом которого стал теле- и радиоведущий Василий Стрельников, выпускавший на нем собственное шоу The Big Podcast. Russian Podcasting позволял отечественным энтузиастам подкастинга и радиостанциям бесплатно загружать звуковые файлы и транслировать их в iTunes в течение десяти лет, а потом загадочно исчез без следа, объявив пользователям портала, что его миссия выполнена. В 2007-м отечественный Фонд независимого радиовещания, наблюдая рост интереса к этому формату, решил создать собственное комьюнити подкастеров и запустил проект PodFM. «Тогда мы получили сигнал из англоязычного мира, — говорит Елена Упорова, возглавлявшая в тот период проект PodFM, — что подкасты пользуются большим спросом не только в США, но и в таких странах, как Австралия, и решили, что в России может возникнуть что-то подобное, но тогда у нас ничего не получилось».