Российские высокотехнологические компании ищут пути, как не прозевать мировую революцию электромобилей, очертания которой уже видны во многих странах, и стать ее участником. Об этом в интервью «Эксперту» рассказал Антон Поппель, директор компании «Электротранспортные технологии». Эта компания была создана в 2015 году сотрудниками и выпускниками ряда российских высокотехнологических вузов, в сферу ее компетенций входят разработка альтернативных электромоторов, беспилотных систем, решения в области водородных топливных элементов. В частности, в 2016 году компания разрабатывала проект беспилотного электробуса «Матрешка», в 2017-м представила принципиально новый тип электромотора без постоянных магнитов. В текущем году «Электротранспортные технологии» перенесли свою штаб-квартиру в Финляндию, расширяя сотрудничество с европейскими компаниями — партнерами из ритейла, логистической и электротехнической отраслей.
— В последнее время жаркие дискуссии разгораются вокруг вопроса, насколько действительно экологичен электрический транспорт. Критики говорят о необходимости вырабатывать для него дополнительную энергию из неэкологичных источников. Сторонники указывают, что электротранспорт как минимум будет сохранять миллионы жизней за счет отсутствия вредных выбросов в атмосферу в местах скопления людей в мегаполисах. Есть ли все же однозначный ответ: вредны электромобили для окружающей среды или нет?
— На многие вопросы в этом мире нет однозначных ответов. Тема экологичности электромобилей очень многоплановая, но здесь можно сказать, что электромобиль, скорее, более безвреден для природы, чем традиционные машины с двигателями внутреннего сгорания. И связано это с их энергоэффективностью — сам по себе электромобиль, если мы пока не говорим об источнике тока или о том, что является его генератором, принципиально более энергоэффективен. Сейчас вся идеология защиты окружающей среды строится не на том, что ты напрямую где-то засоряешь природу. Мировое сообщество говорит о другом критерии — насколько максимально эффективно ты используешь энергию, повторно что-то перерабатываешь, нанося таким образом минимальный вред окружающей среде. И в разрезе этой философии электромобиль за счет технологического цикла использования энергии, перехода энергии из химического состояния в физическое движение действительно намного проще и эффективнее. Почему? Потому что эффективность электрического двигателя, пускай даже самого примитивного, асинхронного типа, — это порядка 70–80 процентов. А у ДВС, как бы мы ни старались, как бы ни использовали самые современные инженерные решения типа режима Аткинсона, эффективность не превышает 45–50 процентов. Насколько менее эффективен ДВС, видно просто по выделению тепла: бензиновый двигатель в процессе эксплуатации более горячий, чем электрический. Электромотор же в нормальных условиях можно не охлаждать, настолько меньше он нагревается. При этом электрическая машина сама по себе — колеса, двигатель и пассажирская или грузовая часть — имеет намного меньше деталей. Опять же, чем меньше деталей, тем меньше энергии расходуется в производственной цепочке. Таким образом, в технологическом цикле производства электрического автомобиля тратится меньше энергии, а значит, наносится меньший вред природе.