Технооптимизм приобрел сегодня черты религиозного фанатизма, от которого так и веет утопией. Цифровые технологии перелицовывают не только экономику, но и человека, его стиль мышления, а значит, и характер социальных контактов, создавая возможности для качественно нового политического действия — все это для адептов технорелигии догмат, аксиома. И весь ажиотаж вокруг электронного голосования, столь удобного, прозрачного, столь востребованного частью социальных страт, как правило выключенных из обычных электоральных процессов, — всего лишь часть этого мегатренда.
На переднем крае цифровых экспериментов почему-то и оказалась Россия. Власть навязывает самые передовые технологические услуги населению, объясняя свое рвение заботой о простом человеке, его удобстве, экономии времени и денег. И не в том дело, что подобные аргументы государства обычно настораживают и заставляют держать нос по ветру в ожидании дорогостоящего сюрприза. Нет, часто кажется, что проблемы, которые бросается решать власть с помощью цифры, надуманны и несущественны. С чего бы доверять каким-то серверам свой голос и лицо, если все так же удобно расплачиваться наличными или карточками? Зачем разрешать искусственному интеллекту разбирать вашу медицинскую карту, если те же деньги можно направить на подготовку живых специалистов, способных вас осмотреть и назначить диагноз?
Наконец, онлайн-голосование. Первый тест состоялся на столичных выборах в 2019 году. Невзирая на ошибки и претензии, в нынешнем году сотни тысяч россиян голосовали за поправки в Конституцию в сети уже не «понарошку». Есть предложения распространить этот эксперимент на Единый день голосования уже в сентябре, но если не в этом году, то уже точно в следующем. Конечно, голосовать в несколько кликов удобно — не надо выходить из дома и тащиться на участок для голосования. В перспективе это повышает явку, а также позволяет предсказать политические вкусы аудитории. Кампания Дональда Трампа в соцсетях доказала, что цифровыми алгоритмами можно воздействовать и на выбор электората. И уже не кажется фантастикой предложение внедрить инструменты электронной демократии повсеместно, ежедневно и по каждому важному вопросу.
Весь этот процесс цифровизации голосования кажется выгодным для государства. Но насколько техника и граждане к этому готовы?