Количество наличных денег на руках у населения и у предприятий (М0) выросло с 18,8% денежной массы (М2) на конец февраля до 21,1% на начало июня (см. графики 1 и 2). Как долго еще продолжится рост доли наличных — пока непонятно. Однако вот уже больше десяти лет этот показатель плавно снижался (с незначительными коррекциями) — с 30% на конец 2008 года до 18,7% на начало 2020-го. Сравнимый скачок спроса на наличность наблюдался во время кризиса 2008–2009 годов. Кризис 2014–2015-го прошел без увеличения спроса на наличные деньги.
Сняли деньги с депозитов
Для начала попробуем изучить картину происходящего более детально. Для этого посмотрим на вклад отдельных составляющих в темпы прироста к аналогичному периоду предыдущего года денежной массы (М2). Из графика 3 видно, что на расчетных счетах предприятий, а также на текущих и карточных счетах физических лиц денег меньше не становится — скорее виден небольшой рост.
На графике эти показатели входят в переводные депозиты организаций и населения соответственно. Так что рост наличности, по всей видимости, происходит за счет сокращения традиционных депозитов организаций и физлиц. «Эксперт» уже много раз писал о снижении спроса на банковские депозиты и замещение их другими инструментами, однако этот фактор объясняет долгосрочную тенденцию сокращения банковских депозитов, но не резкий скачок спроса на наличные деньги.
Впрочем, использование сбережений (депозитов) для текущего потребления в период самоизоляции также могло отразиться в статистике как рост объема наличности при снижении депозитов. «Вероятно, одним из мотивов изъятия денег из банков могли быть опасения относительно стабильности и непрерывности работы банковской системы, — отмечает старший экономист банка “Открытие” Максим Петроневич. — Рост наличных денег мог быть связан с тем, что на период самоизоляции люди стали реже снимать наличные в банкоматах, и по этой причине средняя сумма снимаемых средств и, соответственно, сбережений в наличной форме стала больше. Рост объема наличных рублей мог быть связан с увеличением продаж наличной валюты населением, чтобы профинансировать текущее потребление».