Оплатить покупку лицом, просто посмотрев в камеру на кассе. Пройти в метро или автобус без билета: система распознавания сама определит наличие у вас проездного или просто спишет деньги со счета. Запретить ребенку смотреть телевизор, пока родителей нет дома: экран не включится, зафиксировав в кресле напротив «блокированное» лицо. Это лишь немногие из возможных коммерческих применений технологии распознавания лиц, которая еще несколько лет назад использовалась лишь госорганами и спецслужбами. Теперь же количество собранных цифровых портретов в руках частных корпораций многократно превосходит наработки спецслужб. Пока на фоне протестов в США крупные технологические компании вдруг заявляют, что больше не будут разрабатывать и продавать государству программное обеспечение для распознавания лиц, на этот рынок ежемесячно выходят десятки новых компаний и стартапов по всему миру, не связанных никакими обязательствами. С функцией сканера лица уже продаются почти все флагманы мировых производителей смартфонов, а в московском метро полным ходом продолжается установка камер на каждом турникете — и на вход, и на выход. За всеми этими процессами стоит грандиозный прогресс систем обработки данных и искусственного интеллекта, и, похоже, никого не волнует, что еще чуть-чуть — и понятие анонимности билета или даже просто свободной прогулки пропадет навсегда. Будет ли возможно, например, зайти в общественный транспорт, чтобы система автоматически не соотнесла вас с паспортными данными? Учитывая стремительную автоматизацию платежных систем и привычек, не станет ли технология распознавания неизбежным спутником любых коммерческих операций и кто выиграет в мире, где деньги за все списываются автоматом?
Первопроходцы против
Наибольшее волнение у жителей развитых стран вызывает не применение технологии спецслужбами и полицией, а ее бесконтрольное внедрение всеми возможными компаниями. В прошлогоднем опросе Pew Research Center в США лишь 15% респондентов посчитали недопустимым использование распознавания лиц органами безопасности, но уже 41% был против контроля работодателем времени прихода сотрудников на работу, а более 67% были против попадания технологии в руки рекламодателей. Сторонники общественного внедрения системы неизменно напирают на безопасность: мол, если вы ничего не нарушали, вам нечего бояться. Однако сколь бы ни были эффективны такие системы (хотя данные в таблице не демонстрируют заметной корреляции) в борьбе с преступностью, эксперты по всему миру обеспокоены другим — отсутствием адекватных законов, регулирующих как собранные данные, так и саму технологию. В июне, после того как весь мир на карантине вдруг осознал современные возможности технологической слежки, масштабные дебаты по этому поводу развернулись в США и ЕС.