Информационный феномен Белоруссии достиг квинтэссенции к очередным президентским выборам. В политической реальности этой страны есть одно известное лицо — президент Александр Лукашенко с 26-летним стажем, и есть масса неизвестных переменных — друзья и оппоненты вечного Батьки, отношения в элитах, доверие народа, самочувствие нации, партнерство с соседями. Нет релевантных соцопросов и исследований, цифр и мнений, которые не могли бы быть немедленно опровергнуты иными цифрами и мнениями. Медийные войны в соцсетях и прессе вокруг этой темы, в большинстве своем проплаченные, привели к закономерному итогу: сегодня о наглухо закрытой Северной Корее можно с уверенностью дать больше информации, чем о распахнутой миру Белоруссии.
Оттого очередная и, казалось бы, предсказуемая электоральная постановка внезапно получила драматический анонс. У Лукашенко появились новые оппоненты, которым белорусы оказали заметную в медиа поддержку, а зрители потирали руки, предвкушая практически цветную революцию в российском подбрюшье. А самые смелые даже обвиняли Москву в организации заговора против «последнего диктатора Европы». Но ни экс-глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико, ни экс-глава Парка высоких технологий Валерий Цепкало зарегистрированы не были, а на них конспирологи возлагали надежду. Незначительные протесты быстро завершились. И если бы не постоянная публичная борьба Лукашенко с НАТО, США и подрывными элементами в окружении Владимира Путина, развязка сюжета была бы обречена оказаться скучной.
В белорусской политике и российско-белорусских отношениях нам помогает разобраться Станислав Наумов, генеральный директор Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций, президент Российской ассоциации по связям с общественностью.