Осенние выборы 2020 года в регионах пройдут в условиях эмоциональной ямы между двумя волнами коронавируса. Первый удар власти отбили с переменным успехом. Серьезной пандемии федерального масштаба удалось избежать, хотя на начало сентября ежедневный прирост по стране составляет порядка 5000 заболеваний и около сотни смертей в сутки. Тем не менее люди оценили усилия властей разных уровней, материальная поддержка дошла до адресатов. А лучшим показателем можно считать отсутствие серьезного страха заболеть — куда больше граждан волнуют экономические проблемы. Весенне-летние карантинные меры ударили по рынку труда и зарплатам. Теперь люди с опаской ждут осени. Пока слухи о второй волне не подтверждаются, власти выглядят уверенными в благоприятном исходе коронакризиса, к тому же подоспела отечественная вакцина.
Этот коронавирусный фон и является основной повесткой Единого дня голосования (ЕДГ) 2020 года, который по новым правилам растянется на трое суток — с 11 по 13 сентября. Кандидатов в губернаторы и «Единую Россию» будут оценивать по эффективности работы в условиях пандемии. Однако технологи предупреждают, что многие решения и меры поддержки уже были отыграны в кампании по поправкам к Конституции. Избиратели ждут новых шагов, но они пока на паузе про запас. А значит, можно ожидать пассивного отношения к голосованию и снижения явки, что, скорее, играет на руку представителям власти. Сюрпризы вероятны там, где есть сильный внутрирегиональный раздражитель — скандал местного значения или публичные ошибки политиков. Но в этом году таких примеров немного.
Конечно, есть протестный фактор: перед глазами избирателей опыт Хабаровска и Белоруссии, где продолжаются уличные митинги и демонстрации. Однако их содержание большинству сторонних наблюдателей непонятно и не близко. Тем не менее в сознании россиян происходит «нормализация» протеста. Фактически легализовано право на публичное сопротивление властям даже без согласования и задействования партийного и элитного организационного ресурса. Люди хотят и действуют, и когда их много, то силовой разгон и административное преследование лишаются эффективности. Неудивительно, что федеральный центр игнорирует выступления хабаровчан: во-первых, не знает, о чем и с кем вести диалог; во-вторых, не хочет показывать свою слабость другим потенциальным желающим надавить на власть. Впрочем, эти протестные кейсы могут сыграть свою роль позже, если возникнут серьезные экономические проблемы. Но не на этих выборах — если, конечно, никому не придет в голову затеять фальсификацию голосования.