Написавший колоссальное количество литературных произведений Владислав Крапивин (первая публикация у него случилась 60 лет назад) запомнится не только этим внушительным массивом текстов, но и своим педагогическим экспериментом, длившимся на протяжении всей его жизни параллельно с литературной деятельностью. В созданном им в Свердловске и доныне существующем отряде «Каравелла» дети занимались морским делом, фехтованием, журналистикой и кино. Каким-то чудом ему удалось собрать флотилию, на которой дети ходили под парусом по Верх-Исетскому водохранилищу, и организовать пресс-центр, получивший официальный статус. Крапивин создавал для советских детей и подростков не только воображаемую реальность, куда они могли погружаться в его книгах, но и ту, с которой можно было соприкоснуться непосредственно, произнеся клятву: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил».
«Мальчик со шпагой», самое масштабное и наиболее популярное произведение писателя, позволяет понять педагогическую систему, которую тот воплощал в жизнь. Она предполагает не только яркую, вдохновляющую идею, заставляющую человека двигаться вперед изо дня в день, но и важность присутствия в его действительности мира, существующего лишь в воображении. Только в этом параллельном пространстве можно обнаружить камертон добра и справедливости. И если смог его найти и настроить себя в соответствии с ним, твоя сила умножается и ты способен преодолеть все препятствия, встающие на пути. Такой, почти мистический, опыт легче всего получить в детстве, когда человек обладает необыкновенной силой воображения. Поэтому Крапивин ценил этот период в жизни человека и делал на нем акцент в литературной и педагогической деятельности. Он похищал детей у социальной реальности, жаждущей превратить их в циников, и всеми силами напитывал их романтическими идеалами.
Крапивин мог не только объяснить подросткам чудовищную несправедливость мира, с которой им вопреки ожиданиям с каждым годом взросления приходится сталкиваться все чаще, но и дать реальный опыт преображения окружающей реальности. Он не стал универсальным: отряды мальчиков со шпагами, плывущих на кораблях под парусами, так и не стали повсеместным явлением, что лишний раз показывает, сколько усилий пришлось предпринять писателю, чтобы проект отряда «Каравелла» осуществился, а кроме него, тот оказался не по силам никому. Может быть, это и к лучшему. Потому что так «Каравелла» остается образцом детской мечты о приключениях, воплощенной в реальность. И если хоть кому-то удалось ее воплотить и удерживать больше полувека, то, возможно, когда-нибудь найдется тот, кто решится на что-то подобное, и ему удастся дойти до самого конца, не сбившись с пути, как это удалось Владиславу Крапивину.