Показали тренд

Константин Пахунов
корреспондент издания «Монокль»
14 сентября 2020, 00:00

Лидеры рубрики «Три акции» оказались лидерами полугодия по росту котировок

КОЛЛАЖ КОНСТАНТИНА РОМАНОВА
Читайте Monocle.ru в

Во второй половине февраля текущего года «Эксперт» запустил новую рубрику — «Три акции, которые надо было купить на прошлой неделе». Тогда из-за пандемии резко выросла волатильность рынков и недельные колебания котировок стали еще более заметными. В этой рубрике мы показываем компании, которые по той или иной причине (хорошая отчетность, другие корпоративные новости и т. д.) выросли больше других с закрытия предыдущей пятницы.

Проанализировав итоги рубрики за февраль–август, мы увидели, что она отражает не только разовые импульсы. Обычно сильные скачки котировок внутри дня или даже недели далеко не всегда означают, что данная акция хорошо покажет себя на более длинном периоде. Однако «Три акции» показали определенную закономерность: бумаги, которые становились героями рубрики чаще всего, показали выдающийся результат по сравнению с рынком и по итогам полугода. Речь идет о четырех самых часто упоминаемых эмитентах: «Полюсе» (+91%), Polymetal (+69%), «Яндекс» (+74%) и Тинькофф-банк (+65%). Для сравнения: за те же полгода индекс Мосбиржи смог вырасти всего на 5,76%. Наиболее пострадавшим оказался сектор нефти и газа, соответствующий индекс Мосбиржи за полгода вырос всего на 3,96%. Неудивительно, что нефтяники в лидерах нашей рубрики появлялись совсем редко.

Компании, которые в лидерах мелькали пореже, имеют и куда более скромный рост, а то и вовсе снизились за полгода. В частности, «Детский мир» поднялся всего на 6,3%, до 113 рублей за бумагу, а X5 Retail Group подорожала на треть до 2603 рубля за GDR. И это несмотря на то, что розница в течение некоторого времени считалась явным бенефициаром мер поддержки населения.

Рост в желтой зоне

В целом пандемия коронавируса и последовавшие за ней ограничительные меры заметно повлияли на правила игры на фондовом рынке и породили ряд среднесрочных и долгосрочных трендов. Самым заметным из них стал, конечно же, рост экономической неопределенности в мире и, как следствие, рост традиционного защитного актива — золота. Интерес к защитным активам обусловил не только паралич мировой экономики, но и то, что только начавшееся потепление между США и Китаем быстро сошло на нет, отношения этих держав вновь обострились, и уменьшаться накал страстей явно не планирует.

Что интересно, тренд на рост золота — долгосрочный, он длится еще с августа 2018-го, когда стало понятно, что президент США Дональд Трамп в отношении торговой войны настроен более чем серьезно (первое введение пошлин на сталь и алюминий произошло 8 марта 2018 года). А стоило торговому конфликту начать гаснуть, как возникли новые проблемы, которые продолжили возносить золотодобытчиков.

Бурный подъем желтого металла потянул за собой котировки российских золотодобытчиков, которые рынок резонно посчитал квазизащитными активами. Как раз в феврале золото дорожало с заметной скоростью, так что Polymetal и «Полюс» стали то и дело мелькать в лидерах недели. Более того, мартовский обвал, который потянул за собой и золото, был отыгран достаточно быстро, после чего его рост продолжился. «Полюс» и Polymetal оказались в лидерах и за последние шесть месяцев: акции «Полюса» подорожали на 91,59%, до 17 023 рублей за бумагу, а Polymetal вырос на 69,46%, до 1948,1 рубля за акцию (см. график 1).

Пандемия в стиле хайтек

Компании - золотодобытчики дорожали даже быстрее золота  42-02.jpg
Компании - золотодобытчики дорожали даже быстрее золота

Если тренд на бегство инвесторов в «тихую гавань» защитных и квазизащитных активов начался еще до пандемии, то в секторе высоких технологий именно пандемия стала катализатором. На российском рынке таких акций немного — главным образом речь идет о «Яндексе». Возможности налоговых послаблений для ИТ-компаний, развитие бизнеса в сфере доставки еды, агрегации такси и удаленных сервисов позволило «Яндексу» не просто спокойно пережить ограничения, но и воодушевить инвесторов. А включение акций компании в индекс MSCI Russia в конце лета стало всего лишь «вишенкой на торте». Как отмечают участники рынка, пандемийные ограничения во многом стали отправной точкой для изменения структуры массового потребления, что опять-таки на руку всем, кто делал ставку на обеспечение удаленки.

Активное появление в лидерах недели «Яндекса» стартовало в июне, когда обнаружилось, что в новых условиях бурно растут сервисы доставки (в первую очередь еды), сервисы такси и каршеринга, а также все, что связано с удаленными сервисами. Примерно в это же время в лидерах недели активно замелькал Тинькофф-банк, что тоже вполне ожидаемо: он полностью сфокусирован именно на онлайн-сервисах и позиционирует себя как ИТ-компания.

Хайтек - компании значительно опережают индекс Мосбиржи   42-03.jpg
Хайтек - компании значительно опережают индекс Мосбиржи

Важно, что рост капитализации и «Яндекса», и Тинькофф-банка поддерживался не только сменой моделей потребления широкими массами в условиях ограничений, но и целым рядом их «внутренних историй». Здесь важно напомнить, что и ГК «Тинькофф», и «Яндекс» в первую очередь иностранные эмитенты. IPO Тинькофф-банка в октябре 2013 года состоялось на Лондонской бирже (LSE), «Яндекса» — в мае 2011 года на бирже Nasdaq. Активное вливание в систему денег со стороны ФРС привели к тому, что фондовый рынок, в первую очередь в США, начал расти. Так, американские индексы Nasdaq и S&P 500 к концу лета не только отыграли обвал, но и начали переписывать максимумы. Бурный рост и потоки денег сказались и на котировках компаний с российским бизнесом.

В случае «Яндекса» еще одной составляющей бурного роста стало завершение сотрудничества со Сбербанком. Напомним, в июне было объявлено о разделе активов «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет». Согласно схеме раздела, «Яндекс.Деньги» отходили Сбербанку, а «Яндекс.Маркет» — уже самому «Яндексу». Инвесторам эта новость сильно понравилась, так как фактически «развод» развязывал руки «Яндексу» в отношении собственных проектов, а вот совместные со Сбером сервисы, например «Беру», до сих пор развивались не очень впечатляюще. Именно эта новость стала драйвером перехода от умеренного роста котировок к более быстрому. Позднее, 13 августа, акции «Яндекса» получили еще один существенный импульс — они были включены в индекс MSCI Russia, а 1 сентября произошла сама перебалансировка индекса. В итоге за полгода «Яндекс» взлетел на 73,94%, до 4670,2 рубля за бумагу, и причин для ослабления роста пока не наблюдается.

С Тинькофф-банком история немного иная. Таких сильных точек роста, как у «Яндекса», у него нет, зато полностью существующий в онлайне банк продолжает расти. Так, за первое полугодие 2020-го его кредитный портфель вырос почти в полтора раза (на 46%, до 290 млрд рублей), чистые процентные доходы — на 41%, чистые комиссионные доходы повысились на 18%. Банк активно развивает не только традиционные кредитные карты, но и кредиты наличными, POS-кредиты, кредиты под залог автомобилей и недвижимости. Итог — рост капитализации; он немного скромнее, чем у «Яндекса», но тоже впечатляет: 65,23% за полгода (до 1845 рублей за GDR).

На гребне волатильности

Такие красивые цифры роста подразумевают возможность неплохо заработать для любого инвестора — при условии, что он не просто ориентируется на итоги недели, а четко распознает долгоиграющие тренды и готов к дополнительному риску. Как отмечает аналитик ГК «Финам» Юлия Афанасьева, лидерство на коротких отрезках, например в течение недели, само по себе еще ни о чем не говорит, и правильнее рассматривать краткосрочные тенденции с той точки зрения, складываются ли они в более длительный тренд. «Если мы видим, что за короткий срок сформировался локальный тренд, соответствующий основному, то рассматривать его стоит для получения дополнительных точек входа в ценные бумаги», — говорит аналитик.

При этом даже планирование на средний срок скорее вынужденная мера; у инвестора в акции горизонт должен быть максимально длинным. «Чем больше срок инвестиций и более диверсифицирован портфель, тем безопаснее торговля. Естественно, слово “безопаснее” мы тут употребим в относительном смысле. Среднесрочная торговля, на мой взгляд, — это вынужденная инвестиционная стратегия для тех, кто хочет торговать на молодых развивающихся рынках, — объясняет Юлия Афанасьева. — Например, в России много интересных и уникальных акций, но будущее их не определено по экономическим и политическим причинам. Здесь инвесторы просто вынуждены строить планы на средний срок, не выходя за горизонты года. Если перспективы рынка резко изменятся, инвестор должен иметь возможность быстро выйти из бумаг, поэтому помимо правильного инвестиционного срока и диверсификации ему нужно позаботиться и о выборе ликвидных активов».

Проблема с ликвидными бумагами у нас действительно не решена. Кроме того, российский рынок по-прежнему довольно узок в плане представленных на нем секторов. К примеру, мы могли бы наблюдать сильный восходящий тренд в секторе биотеха, однако на отечественном рынке его представителей просто нет. Неудивительно, что на днях дневной оборот на Санкт-Петербургской бирже, где обращаются акции иностранных компаний, обогнал оборот на Московской бирже (это был один случай, но обороты на СПб-бирже растут крайне быстро). Московская биржа, в свою очередь, совсем недавно тоже дала доступ к популярнейшим иностранным акциям. Но появление новых эмитентов «из-за моря» заставляет учитывать еще один тренд, который уже сейчас напрямую влияет и на наш рынок. Крупные и развитые экономики с начала года развернули масштабные программы вливания денег в свои экономики. И мировые рынки, особенно американский (и так давно перегретый и часто оцениваемый как «пузырь всего»), окончательно оторвались от фундамента в виде реальных показателей вроде выручки, прибыли, свободного денежного потока или EBITDA. Ветераны рынка в этом случае рекомендуют пристально смотреть не столько за самими акциями, сколько за денежными потоками. Когда именно денежные вливания перестанут подстегивать фондовый рынок, сейчас не предскажет никто. Но на опасениях второй волны коронавируса меры поддержки экономики сворачивать никто не будет. Чем дольше длится эта ситуация, тем выше шанс коррекции, которая перерастет в обвал до «реальных» значений и ниже. В наших условиях триггером к серьезной коррекции, скорее всего, выступит очередной крупный выход нерезидентов из рублевых активов.