— Вас можно поздравить? Под принятую в начале года «Стратегию развития электронной промышленности России до 2030 года» сделана «дорожная карта», которая подразумевает, что в течение ближайших четырех лет в микроэлектронику будет вложено почти 800 миллиардов рублей. Дождались момента, когда в отрасль пойдут деньги и будет развитие?
— Если в начале 2000-х годов в федеральных целевых программах России выделяемых на поддержку предприятий радиоэлектронного комплекса средств было совершенно недостаточно для создания конкурентноспособных изделий, то теперь решили, что нужно в достаточном объеме финансировать те предприятия, которые действительно могут создавать необходимые стране изделия. Финансирование пока не пошло, но хотят, чтобы по вычислительной технике мы были обеспечены финансами, чтобы выдержать конкуренцию как Запада, так и Востока. Сейчас разворачиваются мероприятия, направленные на разработку микропроцессорной техники в трех областях: специализированные процессоры для задач искусственного интеллекта, специализированные процессоры для телекоммуникационного оборудования и универсальные процессоры, разработкой которых мы и занимаемся. Создание этих трех классов микропроцессоров даст возможность строить в стране собственные современные информационные системы для хранения больших объемов данных, их передачи в центры обработки данных и их обработку при помощи самообучающихся технологий ИИ для распознавания образов, быстрой аналитики — то, что называется big data.
— В эту стратегию вошло все, чего вы бы хотели для отрасли?
— Чтобы вы ориентировались: IBM на разработку процессора POWER8 (по технологии 22 нанометра) затратили 2,4 миллиарда долларов. Чтобы сделать суперкомпьютер К, японцы разработали процессор SPARC64 VIIIfx, в прессе писали про один миллиард. Столько же — на разработку Post-K суперкомпьютера вместе с процессором Fujitsu A64FX. Но я думаю, что на каждый процессор в реальности у них ушло около трех миллиардов долларов. Это гигантские суммы. В дорожной карте таких ресурсов на процессоры нет.
Нам, чтобы устойчиво держаться на рынке, нельзя создавать только один мощный процессор, который пойдет исключительно в супер-ЭВМ. Нам нужно создать ряд процессоров, которые закрыли бы и то, что называется «высокопроизводительные вычисления», где сейчас присутствуют Intel, и AMD (платформа х86), и IBM (платформа POWER), и более массовые сегменты. Это процессоры, которые идут на лэптопы и персональные компьютеры, на мощные рабочие станции и на сервера начального и среднего уровня. Тогда мы закроем потребности на всем рынке российской вычислительной техники (кроме мобильных телефонов и планшетов).