По данным Росстата, в августе тенденция восстановления объемов промышленного производства в целом сохранилась — правда, несколько ослабла. Индекс промышленного производства по сравнению с предыдущим месяцем после сезонной очистки вырос в августе на полпроцента после роста на 0,9% в июле.
«Объем добычи полезных ископаемых слабо прореагировал на начало кризиса, но резко снизился в мае после сделки в рамках ОПЕК+. В августе здесь началось восстановление, — комментирует Владимир Бессонов, руководитель лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ. — В обрабатывающих же производствах уже в апреле производство значительно снизилось, после чего началось интенсивное восстановление. Уровень производства здесь с поправкой на сезонность полностью восстановился уже в июле–августе. Это неудивительно, поскольку спад был вызван неэкономическими причинами. Когда ослабли ограничения, связанные с пандемией, производство восстановилось».
Эксперты ЦМАКП отмечают, что если в мае–июле восстановление выпуска в пострадавших отраслях имело практически фронтальный характер, то в августе в заметной их части оно приостановилось или даже произошел некоторый откат назад. Он был особенно значим в двух секторах: цветной металлургии, где просели экспортные поставки, и в производстве легковых автомобилей, где производители в июле явно переоценили скорость восстановления потребительского спроса.
Опросы промышленников, проведенные ИЭП им. Е. Т. Гайдара, приносят оптимистические результаты. Удовлетворенность спросом в сентябре достигла 28-месячного максимума, фактические изменения продаж — 32-месячного, оценки запасов готовой продукции — 23-месячного максимума. Планы выпуска, выйдя уже в июне на 17-месячный максимум, стараются удержаться на этом уровне третий месяц подряд. Однако другой сводный показатель — индекс прогнозов промышленности — продемонстрировал в сентябре экстренное торможение. Причем за счет всех входящих в него показателей: прогнозов спроса, планов выпуска и намерений относительно найма работников.
В первой декаде сентября ситуация на внешних рынках стала ухудшаться. Начали снижаться мировые фондовые рынки как развитых, так и развивающихся стран, ухудшилась конъюнктура на товарных рынках. Котировки российской нефти марки Urals с начала месяца упали почти на 16%, до 38 долларов за баррель. При этом Банк России в соответствии с новым прогнозом ожидает дальнейшего падения нефтяных котировок (при среднегодовой цене 38 долларов за баррель).