Гостиничный бизнес продолжает лихорадить. Весной, как только началась пандемия, отельеры жаловались на резкое сокращение спроса: заполняемость отелей, гостиниц и разного рода санаториев упала до 5–10%, а некоторые объекты и вовсе закрылись. Летом же, напротив, уставшие от коронавируса россияне, не имеющие возможности уехать в отпуск за границу, массово поехали отдыхать внутри страны. В наиболее выигрышном положении оказались курортные отели — загородные и пляжные: в июле–августе заполняемость объектов Краснодарского края и Крыма доходила до 98–100%. То же происходило с загрузкой в отелях и на туристических базах Подмосковья, на берегах рек и озер в европейской части страны. Чтобы справиться с ситуацией, когда не хватало даже обслуживающего персонала, отельеры повысили цены и даже в бархатный сезон держат их высокими.
В отличие от курортных отелей, которые смогли заработать в сезон, для городских отелей наступление осени и пика деловой активности не принесет обычных дивидендов: для городского туризма осень — невысокий сезон, масштабных деловых мероприятий, которые обычно привлекают клиентов в городские отели, не ожидается; границы с большинством стран закрыты, иностранцы будут приезжать даже в крупные российские города лишь точечно, а некоторые и вовсе находятся в ожидании второй волны карантина; командированных за последнее время тоже поубавилось, поскольку бизнес уже привык работать на удаленке. В результате загрузка отелей в ближайшие месяцы может вновь, как и весной, оказаться ниже операционной окупаемости.
Цены держат на пульсе
«В 2020 году в гостиничной индустрии произошло то, чего никто не ожидал: потребительский спрос фактически полностью остановился. В результате, даже учитывая первые два достаточно удачных месяца года и высокий летний сезон, в отелях в среднем упали как загрузка, так и цены», — рассказывает руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова. По ее данным, в Москве в июле средняя загрузка в городских качественных отелях составила 35% против прошлогодних 74%, средняя цена продажи номера — 5700 рублей (в 2019 году — 6500 рублей). В Санкт-Петербурге средняя загрузка текущего года — 26% против прошлогодних 65%, а цена номера опустилась до 4800 рублей (в 2019-м — 8200 рублей).
В основном политику повышения цен или их удержания выбрали отели более высокого класса, поскольку их клиенты наименее чувствительны к ценам. Особенно это заметно по крупнейшим международным сетевым игрокам, которые максимально стремились оставаться в своей ценовой нише. При этом, по мнению вице-президента Российской гостиничной ассоциации Алексея Мусакина, если повышение цен для отелей высокого класса было оправданным (так они увеличивали выручку и оборот), то для отелей среднего класса подобная практика не имела значения, потому что количество иногородних клиентов было ограничено и это сразу бы привело к оттоку гостей.