«В Саратове скупили все стоимостью до полутора миллионов рублей! Выбора из моделей и комплектаций нет, ближайшие поставки неизвестны. Говорят, берите то, что есть, или соглашайтесь на дикие условия по обязательному дополнительному оборудованию у дилеров. Это краткое описание двухнедельного поиска новой бюджетной машины для семьи». Подобные сообщения сейчас широко распространены на интернет-форумах: покупатели, которые ищут себе машину, сталкиваются с острой нехваткой самых популярных моделей и комплектаций. Маркетологи недоумевают: обычно, когда рынок сжимается, на нем происходит затоваривание. Но это правило сейчас не работает для российского авторынка: общие продажи на нем сокращаются, но при этом «живых» машин не хватает.
Курс рубля подстегнул рост
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам первых трех кварталов текущего года продажи новых автомобилей в России в среднем сократились на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, опустившись до 1,094 млн единиц. В падении спроса виновата прежде всего пандемия, хотя авторынку стало нездоровиться еще до распространения коронавируса: после двухлетнего набора скорости в 2017 и 2018 годах в прошлом году продажи просели на 2,3%, до 1,75 млн машин (см. график 1). Но в настоящую аварийную ситуацию авторынок попал с введением локдауна, когда весной на двери дилерских магазинов был повешен замок. В результате в апреле рынок рухнул на беспрецедентные 72%, в мае — на 52%, а июнь принес отрицательный результат в минус 15%. Зато позже из-за отложенного спроса продажи вновь поехали вверх: в июле спрос вырос на 7%, в августе остался стабильным (плюс 0,5%), а сентябрь опять порадовал приростом на 3,4% (см. график 2).
Участники рынка убеждены, что в первую очередь рост спроса подстегивается ослаблением рубля: за падением курса национальной валюты следует неизбежный рост цен. «Восстановление спроса на автомобили — это стандартное изменение потребительского поведения в условиях резкой девальвации рубля, — говорит Евгений Миронюк, аналитик инвестиционной компании “Фридом финанс”. — Ожидание резкого удорожания импортных, а также отечественных автомобилей ситуативно увеличивает спрос».
Опасения потребителей, что завтра автомобили будут стоить заметно дороже, чем сегодня, вполне оправданны: цены на новые машины растут буквально на глазах. По данным аналитической компании «Автостат», более 20 автомобильных брендов в сентябре подняли цены на свою продукцию. Например, с 1 октября на 2–3%, или на 10–13 тыс. рублей, подорожал в среднем весь модельный ряд Lada. За последний месяц двух-трехпроцентную прибавку к стоимости получили также все автомобили марок Subaru, Opel, Genesis, на 2% подорожали некоторые модели Mazda, на 5% — BMW, на 4% — Mercedes-Benz. «В сентябре из-за падения курса рубля 22 компании повысили цены на автомобили в России. А к концу года стоимость некоторых моделей может увеличиться на 8–10 процентов», — предупреждает Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр».