На рынке виноградарства и виноделия жаркая пора: производители завершают уборку урожая и подводят предварительные итоги сезона. В целом виноделы на подъеме — потребительский спрос на российское вино увеличивается: по данным Минпромторга, в первом полугодии рост продаж вина в целом в рознице составил 6–7%. При этом наибольшие продажи пришлись на апрель (увеличение составило 9% по сравнению с апрелем предыдущего года), и это был почти самый высокий рост среди всех алкогольных напитков. Конечно, в период начала пандемии на сопоставимом уровне выросли и продажи крепкого алкоголя, но аналитики уверены, что, к примеру, водку россияне чаще приобретали не как напиток, а как замещающее средство в период дефицита антисептиков. Вино же больше пьют для удовольствия, и на фоне других алкогольных напитков его популярность продолжает расти.
Кроме того, летом произошло долгожданное отраслевое событие — принятие закона «О виноделии и виноградарстве» (№ 468-ФЗ). Прежде всего новый закон должен перевернуть пирамиду отечественного винного рынка. Ведь сегодняшняя структура продаж такова: российские качественные вина, произведенные из отечественного винограда, составляют лишь 10%, тогда как большая часть представленных на рынке отечественных вин производилась из импортных виноматериалов и декларировалась как российская продукция. На самом деле это было так называемое столовое вино наливом, которое поступало в нашу страну в больших емкостях, но здесь его просто разливали по бутылкам. Согласно новому законодательству, теперь продукцию из виноматериалов — неважно, импортных или отечественных — нельзя называть вином, ее можно реализовывать только как винные напитки.
Однако уже осенью производители вина столкнулись с дефицитом сырья — теперь из-за нового госрегулирования отрасли его требуется гораздо больше, а нынешний сезон по винограду выдался неурожайным. Если в 2019 году в России собрали 678 тыс. тонн винограда, то в нынешнем году его может оказаться меньше почти на 20%. Подобное развитие событий уже спровоцировало рост цен на виноград. В дальнейшем это неизбежно приведет к увеличению стоимости цен на готовую винную продукцию, что скажется на снижении потребительского спроса, который едва начал восстанавливаться.