На днях на сайте Московского инновационного кластера (МИК) i.moscow заработала Биржа контрактного производства для легпрома. Это платформа для дизайнеров и одежных компаний, которые могут разместить на ней заказ на пошив изделий и получить список подходящих для этого фабрик. По замыслу разработчиков, агрегатор должен помочь швейным фабрикам получить новые контракты и увеличить загрузку мощностей (с начала пандемии около 40% мощностей фабрик остаются незагруженными). С другой стороны, и одежные компании ищут контрактное производство внутри страны, так как из-за пандемии условия и сроки создания коллекций за рубежом сильно изменились.
Московский грант на оператора платформы выиграла ГК «Портновская мануфактура Shishkin» — екатеринбургская компания, которая десять лет занимается пошивом мужской одежды. «Главный посыл этой биржи — заказы отечественных компаний должны исполняться на отечественных фабриках, а не уходить на производства в Китай и Бангладеш. Сегодня практически все виды изделий можно произвести на наших фабриках, при этом точно быстрее, качественно и зачастую дешевле, чем в Китае», — рассказывает Дмитрий Шишкин, председатель комитета по швейной промышленности Союзлегпрома, владелец ГК «Портновская мануфактура Shishkin».
Если в сфере легпрома агрегатор будет успешно работать, к сервису могут подключить и другие отрасли — металлообработку, фармацевтику, приборостроение. «Биржа контрактного производства задумывалась как удобная цифровая среда, в которой любой бизнес из разных отраслей может найти себе индустриального партнера», — говорит руководитель МИК Анатолий Валетов.
Подражая Китаю
В Китае платформы по типу биржи контрактного производства давно работают, существенно упрощая поиск фабрик по заданным параметрам: ее месторасположение, возможный объем производства и качество. Этим сервисом пользуются заказчики со всего мира, включая российские компании, которым сегодня проще найти контрактное производство в Китае, чем в России.
До настоящего времени в России небольшие производства и вовсе не могли попасть в поле зрения заказчика. За подбором фабрики можно было бы обратиться в специализированные консалтинговые компании, которые эффективно работают в европейских странах и США. «Подобные компании есть и на нашем рынке, но их функционал по поиску производств развит очень слабо», — рассказывает Олег Воронин, CEO одежного бренда I Am Studio. Эффективнее всего работают именно платформы-агрегаторы. «Платформа-агрегатор — удобное решение, которое позволит в одном месте увидеть сразу всех отечественных поставщиков и оценить их возможности, наладить контакты. При условии, что там будут реальные рабочие варианты производств, ориентированные на наш ассортимент, уровень качества, цен и объемы. При этом важным фактором для нас остается личный визит на фабрику для оценки ее мощностей и знакомства с командой», — говорит Михаил Уржумцев, генеральный директор компании Melon Fashion Group.