Оружие будет в тренде

Константин Пахунов
корреспондент издания «Монокль»
26 октября 2020, 00:00

Страх, хаос и выборы президента в США подогревают интерес к оружию и снаряжению для выживания, а заодно и к акциям компаний — производителей этих товаров

JIM LO SCALZO/EPA
Беспорядки в США спровоцировали еще одну волну вооружения
Читайте Monocle.ru в

С начала 2020 года акции всемирно известного производителя оружия Smith & Wesson Brands подорожали на 137%. Заметно меньше выросли бумаги его конкурента Sturm Ruger — на 41%. Оружейников обошел производитель снаряжения Vista Outdoors (производит широкий перечень снаряжения и боеприпасов, ранее владел оружейными брендами Savage Arms и Stevens Firearms), его бумаги выросли на 185%.

По данным ФБР, только за сентябрь 2020 года оружейные магазины в США подали 2,89 млн заявок на проверку потенциальных покупателей оружия. Летом, в период пика беспорядков, эта цифра достигала почти четырех миллионов, а с начала года число таких заявок уже превысило заявки за весь 2019 год. Важное уточнение: в США федеральный закон обязует делать такие проверки только в случае продажи оружия через официальных лицензированных дилеров. А они хоть и составляют три четверти всех магазинов, продающих оружие, однако не учитывают продажи онлайн, оружейные ярмарки, вторичный рынок оружия и покупки с целью дальнейшей перепродажи. Так что цифры ФБР скорее некий бенчмарк, реальный же объем продаж оружия заметно больше.

Интересно, что оружейные компании даже оказались не готовы к такому скачку спроса. На презентации последней отчетности менеджмент Smith & Wesson заявил, что расходы на рекламу в ближайшем будущем не понадобятся, а все усилия будут направлены на агрессивный рост производства. Американцы уже говорят о локальном дефиците оружия, патронов и ряда предметов экипировки (вроде жилетов с подсумками). Только если раньше главным драйвером продаж выступала угроза «закручивания гаек» оружейного законодательства, например победа на выборах Хиллари Клинтон, а не Дональда Трампа (Клинтон планировала в случае победы закрыть «дыру» с оружейными ярмарками и онлайн-продажей оружия, а также ужесточить проверки покупателей), то сейчас рынок двигают другие силы, и уже не столь важно, кто победит на выборах в этом году. Американцы вооружаются и продолжат вооружаться.

«Нынешний ажиотаж на рынке оружия в США отличается от обычных опасений относительно ввода запрета на свободную продажу. Сейчас, на фоне роста насилия и волнений, покупки совершает та часть населения, которая раньше не проявляла интереса к владению огнестрельным оружием, — подчеркивает качественное изменение спроса старший аналитик “БКС Мир инвестиций” Виталий Громадин. — Доля впервые покупавших оружие составила 40 процентов с начала года по сравнению с 24 процентами в прошлом году».

В этом году ажиотажный интерес к оружию можно условно разбить на несколько волн. Первая прошла в марте, когда азиаты в США активно закупались оружием из-за обвинений в адрес Китая в распространении вируса. Оно и логично: стать козлом отпущения и мишенью для погромов никто не хочет. Еще одна волна покупок прошла на фоне весенних рекордных значений безработицы. Люди вполне обоснованно ожидали всплеска уличной преступности. Затем беспорядки в США спровоцировали еще одну волну вооружения. Теперь же беспорядки ожидаются сразу после президентских выборов: независимо от результатов внутренние разногласия в стране слишком сильны (подробнее см. «Четыре сценария взрыва насилия в США», «Эксперт» № 41 за 2020 год).

При этом защищать себя и свое имущество больше всех стремятся белые граждане США: по данным Statista, за период с 2016 по 2018 год оружием владели половина белых (сюда относят и азиатов), 19% чернокожих и 15% латиноамериканцев.

Корейцы на крышах

Котировки оружейников оживают в кризис  44-02.jpg
Котировки оружейников оживают в кризис

Для американских азиатов практика защиты своего имущества, жизни и здоровья с использованием оружия не нова. Как и массовые беспорядки с участием вооруженных чернокожих. Наверное, самая известная история противостояния черным погромщикам произошла в Лос-Анджелесе в 1992 году. Бунт начался для Америки традиционно: 29 апреля суд присяжных оправдал четырех белых полицейских, избивших чернокожего Родни Кинга. Сам Кинг 2 марта 1991 года с двумя товарищами, находясь за рулем в нетрезвом состоянии, устроил гонки с полицейскими, так как не хотел обратно за решетку (незадолго до этого он вышел по УДО, отбыв часть срока за ограбление), а после оказывал сопротивление при аресте. Примерно в то же время завершилось слушание по делу Сун Я Ду. Кореянка, находясь у себя в магазине, расценила действия чернокожей Латаши Харлинс как попытку кражи и в ходе последующих разборок застрелила ее. Обвинение требовало 16 лет тюрьмы, однако судья вынес приговор пять лет условно, общественные работы и штраф. Демонстрации против судебного произвола быстро перетекли в поджоги зданий, грабежи и вандализм.

Беспорядки продлились с 29 апреля по 4 мая, привели к многочисленным жертвам и ущербу в размере более миллиарда долларов. В ходе беспорядков сгорело более 5500 зданий. Полиция с бунтующими не справлялась, а география грабежей все ширилась, быстро докатившись и до корейских кварталов.

«Без какого-либо политического влияния и силы в городе корейские кварталы были беззащитными и брошенными на сожжение, потому что не были приоритетом для городских властей или полиции», — описывал тогда обстановку профессор Калифорнийского университета в Риверсайде Эдвард Чанг. Привыкшие полагаться только на себя, корейцы самоорганизовались в группы ополчения, которые брали в руки оружие, чтобы защитить свои дома и бизнес. Часто наиболее удобной стрелковой позицией становились крыши их магазинчиков. В этих «корейских укреплениях» мародеры и завязли в перестрелках, что позволило городу обойтись сравнительно малой кровью, дав Национальной гвардии время на реакцию.

И вот в 2020 году похожая история с погромами. В этот раз по случаю смерти при излишне жестком задержании преступника-рецидивиста (кражи, хранение наркотиков, в 2009 года был приговорен к пяти годам тюремного заключения за вооруженное ограбление) Джорджа Флойда. Двадцать пятого мая Флойд был арестован за попытку расплатиться поддельной купюрой. В ходе ареста находящийся в состоянии наркотического опьянения Флойд сопротивлялся задержанию, и в результате действий полицейских задохнулся. Смерть чернокожего от рук белых полицейских снова привела к вспышке протестных настроений, которые быстро переросли в очередной бунт с погромами, поджогами и массовым мародерством. Поляризация общества и страх за свою жизнь подтолкнули покупки оружия, а также — вполне ожидаемо —и котировки компаний, хоть как-то с ним связанных.

Война — дело прибыльное

Основные производители оружия, боеприпасов и снаряжения на американских биржах 44-03.jpg
Основные производители оружия, боеприпасов и снаряжения на американских биржах

Если посмотреть на динамику акций компаний, производящих оружие, боеприпасы и сопутствующие товары (см. график), то хорошо прослеживается связь между различными потрясениями и ростом бумаг оружейников. Если в мирное и спокойное время их акции растут медленно, а то и вовсе падают, то, когда обстановка накаляется, они переходят к росту. Фактически эти бумаги — защитный актив.

Наверное, самая известная компания среди производителей огнестрелов — Smith & Wesson Brands, основанная в 1852 году и расположенная в Спрингфилде (штат Массачусетс). S&W известна в первую очередь своими револьверами, однако уже давно продает обычные пистолеты, винтовки и аксессуары. Текущая рыночная капитализация компании — 0,95 млрд долларов. В прошлом году S&W продала оружия и снаряжения на 638,27 млн долларов и получила чистую прибыль 18,41 млн долларов (606,85 и 20,12 млн долларов соответственно в 2018 году). Но в 2020-м компания порадовала инвесторов взрывным ростом выручки. Продажи за первый квартал подскочили на 128% относительно первого квартала 2019-го, до 278 млн долларов (более трети продаж за весь прошлый год), а компания перестала справляться с потоком заказов.

Отметим, что S&W платит дивиденды, хотя и небольшие: в годовом выражении 0,2 доллара на акцию.

Второй оружейный гигант, Sturm, Ruger & Co., расположен в городе Саутпорт (штат Коннектикут). Компания моложе S&W — она основана в 1949 году. Сейчас ее капитализация — 1,14 млрд долларов, а за прошлый год компания продала оружия и комплектующих на 410,5 млн и заработала 32,2 млн долларов (495,63 и 50,93 млн долларов за 2018 год). Текущий год, как и для S&W, идет более чем хорошо. Продажи составили 123,6 млн долларов за первый квартал, а заработать чистой прибыли удалось 15,33 млн долларов. Sturm Ruger тоже платит дивиденды — 1,68 доллара на акцию в годовом выражении. Однако в данный момент и он, и S&W больше интересны как истории роста.

Чуть в стороне находится Vista Outdoors, которая избавилась от своих оружейных брендов и недавно приобрела Remington Ammunition за 81,4 млн долларов (часть бизнеса обанкротившегося Remington Outdoors). Таким образом, компания фокусируется не на оружии, а на боеприпасах и аксессуарах для оружия. Учитывая, что владельцы после покупки самого оружия часто тратят в разы больше на кофры для переноски, элементы тюнинга и прочие «полезности», такая стратегия вполне логична. А ведь есть еще боеприпасы, которые американцы регулярно тратят в тирах. Правда, последние четыре года компания генерировала только убытки. В частности, при продажах 1,75 млрд долларов за прошлый год убыток составил 0,15 млрд долларов против 2,05 и 0,64 млрд долларов выручки и убытка соответственно в 2018 году. Однако текущий год дела компании поправил. По состоянию на 28 июня Vista Outdoors получила чистую прибыль в размере 40,4 млн за квартал против 16,6 млн убытка за тот же квартал прошлого года.

Может сложиться ощущение, что оружейному рынку США некуда расти. Еще до всплеска 2020 года количество стволов на душу населения было огромным (более 400 млн единиц на 326 млн населения). Вроде этого достаточно, чтобы пережить любой неспокойный период. Однако в реальности картина несколько иная.

Согласно опросам, проведенным в марте–апреле 2017 года Институтом Гэллапа, оружием владеют около 30% населения США. А это значит, что большая часть оружия была сконцентрирована в руках оружейных фанатов, спортсменов и коллекционеров. Но текущий год меняет расклад сил: теперь оружие покупают люди, которые о нем раньше и не задумывались, а значит, у оружейников появилась большая новая ниша. И она будет оставаться, пока люди не чувствуют себя в безопасности. Фактор «закручивания гаек» в оружейном законодательстве тоже сбрасывать со счетов рано. В случае победы на выборах Джо Байден обещал запретить продажи армейских образцов оружия и магазинов большой емкости. А значит, многие захотят купить «про запас», даже если дома уже есть несколько стволов. При этом, как только наступит спокойный период, акции оружейников, как и раньше, могут откатиться вниз.