История свидетельствует, что существуют две формы экономической координации при капитализме: экономический либерализм, при котором все регулирует рынок, и альтернативная форма, в которой государство поддерживает неконкурентные сектора экономики и проводит активную макроэкономическую политику. Однако эта общая альтернатива не имеет названия. «Социализм» является лишь утопической альтернативой капитализму, реальным вариантом можно считать «этатизм», примером которого был поздний Советский Союз. Я бы предпочел рассматривать в качестве альтернативы рыночному капитализму «девелопментализм», или экономику развития.
В этой альтернативе рынок координирует конкурентные отрасли, а государство — неконкурентные, к которым относится, например, инфраструктура, базовые сектора или даже банковская система. Государство помимо макроэкономической политики берет на себя ответственность за распределением доходов и защиту окружающей среды, то есть осуществляет контроль в тех сферах, в которых рынок недостаточно эффективен.
Новая теория экономического развития успешно разрабатывается в Бразилии последние двадцать лет. Основополагающим принципом этой теории, вытекающим из микроэкономических моделей, является делегирование полномочий: если сектор конкурентоспособный, то его координирует рынок. При этом государство действует на стороне предложения, создавая благоприятные условия для накопления капитала через институты развития и поддержку образования, здравоохранения, науки и технологий, а также инвестируя в инфраструктуру.
На стороне спроса основная задача государства — макроэкономическое регулирование государственного бюджета и платежного баланса. Цель в том, чтобы обеспечить экономический рост на основе производственных инвестиций, которые определяются ожиданиями нормы прибыли. Эти ожидания, в свою очередь, обусловлены динамикой спроса и курса национальной валюты. Используя политику на стороне спроса, можно создать условия для выхода на мировые рынки отечественных компаний, находящихся на передовых технологических рубежах.
Новая теория экономического развития позволяет переосмыслить печальный для стран Латинской Америки факт, что после 1980 года они оказались далеко позади стран Восточной Азии. Оба региона росли близкими темпами до начала 1980-х, но затем экономический подъем Латинской Америки резко прервался, регион оказался в ловушке стагнации.