Михаил Мишустин укрепляет правительство людьми, вместе с которыми ему будет легче справиться с задачами, стоящими перед кабинетом. Тем более что времена настали непростые: тут тебе и пандемия, и международная обстановка, грозящая новыми кризисами и санкциями.
В правительстве 21 министерский пост; сменилось пять министров. Плюс Александр Новак, покинувший пост министра энергетики, стал десятым вице-премьером.
Существенно, если учитывать, что мощное обновление и модернизация кабинета произошли в момент передачи поста председателя правительства от Дмитрия Медведева к Михаилу Мишустину в начале этого года.
Сейчас новые люди пришли в ключевые с точки зрения экономики министерства: природных ресурсов и экологии, энергетики, строительства и ЖКХ, транспорта, развития Дальнего Востока и Арктики.
В процессе ротации в правительстве оформились жесткие вертикали как минимум двух вице-премьеров. Юрий Трутнев получил своего человека на посту министра природных ресурсов и экологии. Марат Хуснуллин провел на первую позицию в министерстве строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина, своего бывшего заместителя в период работы в руководящих органах Татарстана.
Впервые проведенная процедура утверждения новых членов правительства в Государственной думе, ставшая возможной после принятия поправок в Конституцию, не принесла сюрпризов: дисциплинированная «Единая Россия», имеющая большинство в нижней палате, обеспечила нужное число голосов. Все предложенные кандидаты были утверждены. Как подытожил Владимир Жириновский, «нам дали полномочия открыть рот, но не принять решение».
Вверх по лестнице
Значительное число комментариев относительно назначения теперь уже бывшего министра энергетики Александра Новака вице-премьером сводится к тому, что это стоит рассматривать как шаг вверх по карьерной лестнице. Как поощрение за удачно проведенные переговоры с мировыми участниками нефтяного рынка, создание конфигурации «ОПЕК-плюс», что позволило за счет сокращения добычи нефти добывающими странами сохранить цены на нее на относительно приемлемом уровне. Впереди новые переговоры. Ряд стран выступают за дальнейшее ограничение объемов добычи, Россия же скорее против этого и будет выступать за сохранение статус-кво, то есть за продление текущих условий. Более высокий статус вице-премьера, как считается, сыграет на усиление переговорной позиции Александра Новака и позволит продлить сделку на выгодных для России условиях.