Кризиса никто не ждет
«Эксперт» провел экспресс-опрос руководителей предприятий разных отраслей, чтобы выяснить состояние их бизнесов и рынков, на которых они работают, в пандемийном 2020 году, определить зоны стагнации и роста, стратегии выживания и развития, оценить финансовое состояние компаний и эффективность мер господдержки.
Выяснилось, что большинство b2c-компаний чувствуют себя уверенно и быстро растут, особенно те из них, кто работает в пищевой промышленности и розничной торговле. Сложнее представителям непродовольственной розницы. Главный тренд года — развитие онлайн-продаж и маркетплейсов. Оптимистические планы роста и инвестиций в развитие захватывают и 2021 год, новой волны кризиса никто не ждет.
В b2b-сегменте залогом устойчивости является масштаб бизнеса, когда заделы и заказы прошлых лет либо инновационные продукты, особенно замещающие импорт, помогают пережить кризисные времена. Девальвация 2020 года существенно подстегнула процессы импортозамещения на самых разных рынках, однако дальнейшее ослабление рубля уже кажется контрпродуктивным, так как оно приведет к удорожанию сырья, материалов, комплектующих и оборудования, закупаемых за рубежом.
А теперь предоставим слово самим бизнесменам.
Виталий Деледивка , генеральный директор компании «Окраина» (мясопереработка):
— Годовой рост выручки прогнозируем в размере 20–22 процента, прибыль вырастет в районе 15–17 процентов. Наши основные драйверы роста — собственные интернет-продажи, которые в период пандемии выросли в три с половиной раза.
Хороший рост дала франшиза наших розничных магазинов: в начале года по франшизе работало 11 магазинов, в конце года будет 35. Свои магазины у нас тоже есть — 15 точек, но мы открываем их в Подмосковье, там открыть магазин дешевле, чем в Москве, а в Москве как раз открывают магазины по франшизе.
В интернет-магазине мы сильно расширяем ассортимент, и там хорошо идет то, что не продается в ритейле, поскольку в ритейле по ассортименту все очень ограничено, а в интернет-магазине и в наших офлайн-магазинах дается максимально широкий ассортимент (если в обычном ритейле продается 5–10 позиций, то у себя производитель продает 50–60).
Для нас проседает формат «магазин у дома», где чаще всего проводят очень сильные акции такие сети, как «Билла», «Верный» и другие. Мы не можем себе позволить уходить в большие скидки — эти продажи дают либо нулевой, либо отрицательный баланс.
Ищем новые каналы продаж. Мы начали работать с ресторанами, небольшими кафе, до этого работали только с гостиницами. Спрос со стороны ресторанов растет. Хорошую динамику показывает дистрибуция в регионы, это Урал, Дальний Восток.
Есть тренд на веганские продукты, поэтому мы вкладываемся в их развитие. Построили лабораторию и производство, отдельное от мяса, за 18–20 миллионов рублей.
Кредитов у нас очень мало, и это только лизинг машин и оборудования, поэтому мы справляемся хорошо.
Сокращение числа проверок — хорошая помощь для нас от государства.
Ильдар Файзуллин , руководитель компании «Уфагормолзавод» (производство молочной продукции):
— Мы не останавливались ни на одну минуту. Люди, когда ушли в изоляцию, есть не переставали, а в начале, весной, у нас даже был рост продаж, потому что люди сразу массово ушли в изоляцию. Потом у людей закончились финансы, и они стали экономить даже на продуктах первой необходимости. В целом по 2020 году мы рассчитываем на рост объемов производства на 13–15 процентов. Динамика по выручке тоже будет положительная. Прибыль будет на уровне прошлого года.
В этом году более дорогие продукты – десерты, творожки, дорогие йогурты — стали меньше продаваться. Люди переходят из премиального в экономсегмент. Когда мы выйдем из этого состояния, надеюсь, опять вернемся к премиальному сегменту в производстве.
За август–октябрь цена сырья выросла на 30–35 процентов. Никогда осенью такого роста цен на сырье не было. Сказалась девальвация. Наши поставщики сырого молока — у них там премиксы, кормовые различные добавки, запчасти на оборудование в основном импортные.
Упаковочный материал мы тоже покупаем за границей — в Норвегии и Швеции.
Следующий момент: в этом году начинается внедрение маркировки молочных продуктов. На каждую линию, а у нас семь линий, дополнительные затраты на оборудование составят от трех до шести миллионов рублей. Это такой скрытый налог дополнительный, который на нас ложится.
Было бы целесообразно разработать специальную программу государственной поддержки маркировки, чтобы мы могли приобрести оборудование для маркировки в кредит под минимальный процент. И с рассрочкой вдолгую, лет на десять, а лучше на пятнадцать.
Антон Титов , генеральный директор компании «Обувь России»:
— Объем консолидированной неаудированной выручки группы за девять месяцев 2020 года снизился на 22,5 процента, до 7,034 миллиарда рублей. Падение выручки связано с пандемией коронавируса, которая спровоцировала экономический кризис, что, в свою очередь, вызвало снижение реальных доходов населения. В апреле были полностью закрыты магазины, а в мае — частично, что оказало существенное влияние на финансовые показатели первого полугодия. С июня мы постепенно восстанавливаем продажи, однако пока не вышли на показатели 2019 года по трафику и выручке. Общая выручка группы за сентябрь достигла 90 процентов от общей выручки сентября 2019 года. Мы прогнозируем, что покупательская активность будет оставаться невысокой как минимум еще в течение нескольких месяцев. Поэтому выход на докризисные показатели продаж произойдет не раньше следующего года.
Перспективное направление для нас — развитие маркетплейса, который работает и в офлайне, и в онлайне. Проект маркетплейса позволил компании значительно расширить ассортимент, что привлекает дополнительных клиентов, увеличивает конверсию и число позиций в чеке. Выручка по этому направлению ежемесячно растет.
Мы продолжаем интегрироваться в логистическую инфраструктуру рынка онлайн-торговли и развиваем проект партнерских пунктов выдачи заказов, который также является дополнительным источником трафика наших магазинов. В сентябре «Обувь России» стала первым сетевым партнером онлайн-маркетплейса Wildberries по открытию пунктов выдачи заказов; в октябре подключила к проекту еще одного логистического оператора — компанию IML.
Мы также следуем концепции магазина как сервисной точки и развиваем дополнительные сервисы на базе наших магазинов. Основные из них —продажа товаров с рассрочкой платежа и выдача денежных займов. Услуга рассрочки позволяет нам поддерживать продажи в условиях невысокой покупательной способности. Денежные займы тоже популярный сервис. Мы уже превышаем показатели 2019 года по этому направлению. Так, выручка ООО МКК «Арифметика», входящего в группу и специализирующегося на денежных займах, на 14 процентов превысила выручку сентября 2019 года и составила 225 миллионов рублей. На конец сентября портфель денежных займов увеличился на 24,5 процента год к году — до 2882 миллионов рублей.
«Магнит», пресс-служба:
— За девять месяцев 2020 года общая выручка компании выросла на 14,6 процента и достигла почти 1,15 триллиона рублей. Чистая розничная выручка в третьем квартале выросла на 11,4 процента год к году, как за счет увеличения торговой площади на 3,2 процента, так и за счет роста сопоставимых продаж (LFL, like-for-like, по сопоставимым торговым точкам. — «Эксперт» ) на 6,9 процента. Третий квартал подряд рост чистой розничной выручки опережал рост торговой площади, что способствовало непрерывному росту плотности продаж с января 2020 года.
Это отражает продолжающуюся тенденцию снижения частоты посещений, более чем компенсированную значительным ростом среднего чека за счет увеличения суммы каждой покупки.
Мы сократили прогноз объема капитальных затрат в 2020 году с 45–50 до 35–40 миллиардов рублей. При этом в 2021 году мы намерены существенно нарастить темпы нашей экспансии, как органически, так и через точечные M&A.
В результате продолжающейся кампании по рефинансированию стоимость долга в третьем квартале 2020 года сократилась до 6,17 процента. Это привело к дальнейшему улучшению структуры долга: доля долгосрочных заимствований выросла до 98 процентов, а срок погашения увеличился с 21 до 23 месяцев.
В этом году мы развивали и новые форматы, например начали тестировать дискаунтеры «Моя цена», открыв пять торговых точек в регионах. Мы считаем этот формат перспективным, поэтому до конца года планируем открыть еще пять магазинов. Более того, мы решили расширить и городской формат «Магнит Сити» до 30 магазинов до конца года. Мы также разработали под потребности жителей крупных городов формат «у дома», полностью изменив внутреннее пространство, оптимизировав ассортимент, сделав более эмоциональной атмосферу, а точку — максимально цифровой.
Мы активно открывали суперсторы — переосмысленные компактные городские гипермаркеты, в которых существенно оптимизировали пространство, стали более эффективно использовать площади, предлагая дополнительные услуги и учитывая изменения в поведении и потребностях посетителей. Мы сделали упор на тематические суперсторы, открыв в Адлере суперстор на олимпийскую тематику, а в Краснодаре — «шоколадную фабрику»; в Самаре появится суперстор на космическую тематику, а в Тольятти — посвященный АвтоВАЗу. На данный момент ритейлер управляет восемью суперсторами, а по итогам 2020 года их будет уже 26.
Ключевой компонент стратегии «Магнита» — развитие омниканальных сервисов под собственным брендом. Поэтому мы уже начали тестирование своей онлайн-аптеки, которая сегодня позволяет заказывать товары более чем из ста аптек Москвы и Московской области, и здесь же запустили собственный сервис онлайн-заказа и доставки продуктов из магазинов. Мы также развиваем партнерские проекты по доставке продуктов в регионах, например с Delivery Club.
«Ашан», пресс-служба:
— В первом полугодии на нас оказала сильное влияние пандемия. Сначала был резкий рост потребительской активности (когда клиенты делали запасы перед изоляцией), а затем резкий спад. Сейчас ситуация нормализовалась, при этом мы замечаем, что клиенты стали более разумно относиться к совершению покупок, импульсивных покупок стало меньше.
Есть также большой спрос на услугу доставки товаров на дом, поэтому развитие e-commerce — одно из приоритетных направлений деятельности компании. Количество онлайн-заказов за последние месяцы выросло в десять раз.
Растет интерес потребителей к бесконтактным способам оплаты, и компания уже тестирует сервисы полного самообслуживания. На базе нескольких магазинов внедрен сервис «Ашан Scan» — самостоятельное сканирование товаров с использованием мобильного приложения «Ашан». Третьего ноября в гипермаркете «Ашан Сити Реутов» было запущено десять касс полного самообслуживания. К концу месяца планируется подключить к проекту еще несколько гипермаркетов в Москве и Московской области.
Одна из главных целей стратегии «Ашана» — изменение ассортимента. Компания развивает категории свежих товаров, увеличивает долю локальной продукции, усиливает направление товаров ЗОЖ, а также разрабатывает новые товары под собственными торговыми марками. Уже запущены продажи колбас собственного производства без добавок и усилителей вкуса. Следующим шагом станет обновление ассортимента хлеба собственного производства, а именно разработка бездрожжевых видов хлеба и полезной выпечки.
В ближайшее время компания сосредоточится на текущих проектах и модернизации действующих магазинов для повышения операционной эффективности.
Денис Кривцов , генеральный директор машиностроительного завода «Тонар» (производство полуприцепов):
— Все второе полугодие наблюдается сильный рост, и, если бы не пандемия, рост по году был бы 30–40 процентов. По факту рост выручки составит около 20 процентов.
Одна из главных причин роста — девальвация рубля. Импорта довольно много на нашем рынке, примерно половина, и если экономика в целом падает, то наши импортные конкуренты падают гораздо быстрее, и мы подхватываем их клиентов. Но это не единственная причина. Основная причина — наши внутренние изменения, мы довели качество и производство до уровня, который позволил нам нарастить продажи. А девальвация стала одним из дополнительных аргументов в нашу пользу.
В тех сегментах, где конкурируют между собой только отечественные игроки, девальвация осложняет положение, потому что приводит к удорожанию продукта, и это, безусловно, плохо для рынка. Например, сегмент подъемных кранов: там 90 процентов рынка занимают россияне. Или топливовозы, битумовозы. И когда во время девальвации происходит удорожание продукции на десять процентов, это бьет по карману потребителя. В нашем случае цены тоже растут, но просто часть рынка дорожает на 30 процентов, а часть рынка — на пять-шесть процентов, как мы, и весь спрос перетекает в нашу сторону. В итоге выигрыш получается такой, который позволяет компенсировать рост издержек
Мы продолжаем инвестировать в оборудование и расширение производства, строимся. Финансовое положение у нас устойчивое. Тем более что в этом году со снижением ключевой ставки у нас автоматически снизилась стоимость кредитов, и это лучшие значения, наверное, за всю историю — меньше шести процентов. У нас кредитные договоры привязаны к ключевой ставке, мы в марте этого года перевели все договоры на плавающую ставку. Я, конечно, радуюсь, что все так упало, но все равно это гораздо выше, чем у наших конкурентов в мире — в Европе, Китае.
У нас на рынке давно работает система мер по поддержке спроса, и довольно эффективно — в первую очередь это льготный лизинг. В нынешнем году эта госпрограмма заработала только в июле, а информация пошла в апреле. На следующий год все стабильно: постановление уже есть, деньги в бюджете выделены.
Не хватает поддержки производителей компонентов. Сейчас по всей гражданской промышленности господдержка увязывается с локализацией. Ужесточаются требования по локализации. Это все правильно, но эта история требует развития производства компонентов и материалов, а это невозможно без определенной государственной поддержки.
Андрей Спиридонов, исполнительный директор компании «Робелл Технолоджи» (производство полимерных материалов):
— Ситуация на предприятии стабильная. Поставки идут по графику. Так как наше предприятие выпускает в том числе сырьевые полимерные материалы для производства моющих средств и ветеринарные препараты, во время весеннего карантина мы продолжали работу. Наблюдалось небольшое снижение закупок со стороны дилеров по ветеринарному препарату «Монклавит-1», впоследствии выправившееся. Год еще не закончен, снижения объемов отгрузок мы не ожидаем, выручка ожидается больше, чем в прошлом году. Прибыль будет выше за счет постоянной работы над снижением издержек. С нашим сильно диверсифицированным портфелем продуктов нам удается в целом обеспечивать стабильное поступление денежных средств. Случающиеся задержки платежей от крупных заказчиков нивелируются денежным потоком от покупателей среднего размера и множества небольших компаний.
Рынок химической продукции — растущий. Российская промышленность постепенно отходит от производства исключительно сырья, поэтому развиваются направления глубокой переработки и выпуск готовых продуктов. Ни одно из направлений продаж в объемах не падает. Конкретные продукты, конечно, могут устаревать, мы их своевременно меняем на новые.
Сейчас идет подготовка проекта строительства нового производства в ОЭЗ «Орловское» под Петербургом, его мощности в несколько раз превысят наши сегодняшние, объем инвестиций — миллиард рублей. В 2021 году эту работу мы планируем закончить.
Желательные меры господдержки:
— льготные кредиты на пополнение оборотных средств для промышленности. Мы на рынке тридцать лет, у нас крупные контракты, но каждый раз при оформлении кредита идет речь о залоге, о поручителях;
— упрощение экспортных операций. Например, мы отправляем йод-полимерное ветеринарное лекарственное средство «Монклавит-1» в Азербайджан. Каждый раз таможенное оформление в России для вывоза товара отнимает массу времени и сил на сбор и оформление самых разных документов!
Юрий Гребе , руководитель и владелец «Пластмасс Групп» (производство инженерных пластиков):
— «Пластмасс Групп» ожидает планомерного роста выручки в 2020 году. Несмотря на волатильность курса валют, нам удалось не только сохранить цены на прежнем уровне, но и ввести в ассортимент новинки. Мы ожидаем роста выручки по сравнению с 2019 годом на 30 процентов, прибыли — на 27%. Это ниже наших планов: мы планировали рост на 50 и 35 процентов соответственно. Более умеренный рост произошел из-за срыва экспортных контрактов. Многие клиенты перенесли реализацию проектов на 2021 год. В 2020 году компания планировала принять участие более чем в 20 выставках, среди которых «Газ. Нефть. Технологии», «Иннопром», FoodTech, ChinaPlas, Koplas, FormNext и многие другие, которые отменились и не позволили осуществить запланированные встречи и наладить контакты с новыми рынками.
Группа компаний планирует значительно ускорить темпы роста в 2021 году, чтобы наверстать упущенное. Планируем увеличить экспортные поставки как минимум в два с половиной раза, наладить поставки в Польшу, Германию, Францию, Мексику, Канаду. Значительно нарастим оборот на внутреннем рынке, в том числе благодаря применению наших материалов в новых высокотехнологичных отраслях промышленности. Общий объем выпуска в натуральном выражении планируем увеличить в будущем году в пять раз по сравнению с 2020 годом и, соответственно, ожидаем роста выручки и прибыли.
В нашей индустрии, несомненно, наиболее перспективно производство компонентов для машиностроения, добывающей отрасли, пищевой промышленности, «зеленой» энергетики и, конечно же, сфер производства медикаментов и медицинской техники, которые оказались не готовы к коронавирусной инфекции и связанными с ней остановками вспомогательных производств и нарушениям в поставках запчастей и компонентов для производственных циклов.
Высокий спрос в этих сферах существует прямо сейчас, границы закрыты, а конкуренция на российском рынке минимальна. Росту также способствуют плановая модернизация и реконструкция действующих предприятий российской промышленности с заменой устаревших материалов на износостойкие полимерные материалы нового поколения.
В 2020 году мы запустили производство комплектующих и готовых решений на базе сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ), ускорили принятие решения о приобретении более высокопроизводительного пресса по производству СВМПЭ, который станет самым мощным не только в России, но и в мире. Наша компания неизменно работает над расширением ассортимента выпускаемой продукции. Например, сейчас ведется активная работа над организацией производства СВМПЭ медицинского назначения и дальнейшего применения их в качестве имплантатов, эндопротезов, хирургических инструментов.
Компания активно пользуется господдержкой. Для нас остаются востребованными компенсация транспортных расходов, связанных с экспортом, гранты на высокотехнологическое производство новой продукции, субсидии на компенсацию затрат, связанных с международными выставочными мероприятиями, затрат на рекламные кампании в «Яндексе» и Google. Особенно актуальна финансовая поддержка для сохранения рабочих мест, а также их дальнейшего создания, помощь в организации деловых встреч, усиление поддержки в реализации программы «Импортозамещение».
Глеб Белич , глава компании «Промкаскад» (металлообработка):
— Специфика нашего производства — это все-таки рекламный производственный бизнес. Мы делаем фурнитуру для наружной рекламы. А рекламный бизнес сильно упал. Выручка по рекламному направлению упала в 30 раз. Для того чтобы сохранить людей, мы набирали разные заказы по металлообработке, иногда низкомаржинальные. Прибыли нет, компания находится в тяжелом финансовом состоянии. Сначала мы сильно радовались, что налоговая инспекция России идет навстречу. Давали какие-то отсрочки, не платили. А потом в сентябре они всю выручку забрали. И мы с сентября по октябрь «ползем на животе». С банками тоже сложно. Они увидели, что обороты компании упали. И попросили вернуть кредиты. Сейчас по чуть-чуть, в октябре и ноябре, мы почувствовали, что что-то в экономике просыпается.
Спрос пришел с неожиданной стороны. Люди пошли в сады, огороды и стали пользоваться спутниковым телевидением. И вот у тех наших потребители, которые изготавливает эти тарелки для МТС-телевидения, конечно, бум продаж. А мы стали делать кронштейны для этих тарелок. Вот и выживаем за счет этих садоводов-огородников. Сейчас наши мощности загружены процентов на 70 от прошлогодних объемов.
Стратегически собираемся развивать направление автоматной скоростной штамповки. Сейчас пробуем набрать заказы на изготовление изделий, которые будут востребованы даже в условиях пандемии. Мне кажется, 2021 год тоже тяжелый будет. Уходим из промышленного сектора в частный. В розницу. Там, где физлица. Там, где люди зарплаты получают, пенсии, какие-то деньги. Туда потихонечку двигаемся. Включая такие необычные вещи, как металлическая фурнитура для кальянов. Всякую ерунду будем сейчас штамповать. Но она рентабельная, она объемная. На этом можно зарабатывать.
Сергей Захаров , директор департамента промышленного и бытового оборудования компании «Грундфос» (производство насосов, дочерняя компания датской компании Grundfos):
— По результатам первого квартала зафиксирован рост выручки на 16 процентов по отношению к прошлому году. С развитием пандемии и приостановкой строек в общей сложности на месяц ситуация ухудшилась, и в первую очередь это сказалось на коммерческом секторе (строительство многоквартирных домов, бизнес-центров и так далее). Второй квартал для этого сегмента стал не таким удачным, но тем не менее по его итогам мы видим рост продаж — в основном за счет крупных проектов, срок реализации которых пришелся на конец первого полугодия.
В секторе оборудования для частного домостроения также наблюдается рост. За первое полугодие он составил десять процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано с повышением интереса к загородному жилью: люди стали задумываться об обеспечении комфорта в своих домах или же о приобретении загородной недвижимости.
В третьем квартале в связи с резким падением курса рубля и ухудшением ситуации в экономике продажи снизились. В частном домостроении снижение было небольшим, а вот в секторе коммерческого строительства достаточно серьезным.
О выраженных очагах развития говорить не приходится, однако я бы отметил неплохие показатели сектора электронной коммерции внутри сегмента оборудования для частного домостроения. В режиме самоизоляции интернет стал практически единственным каналом продаж, что подтверждается данными дилеров. Некоторым компаниям, которые занимаются поставками в интернет-магазины, удалось увеличить реализацию в два раза, и это хороший рост.
У нас евровый прайс-лист, поэтому, когда в июле курс резко пошел вверх, мы ввели валютный коридор, зафиксировав курс рубля на более низком, чем это делал ЦБ, уровне. Кроме того, по некоторым уже забюджетированным проектам наша продукция стала выходить за рамки согласованной сметы, и в некоторых случаях мы пошли навстречу клиентам и снижали стоимость на определенные позиции. Эти меры компания принимала в ущерб собственной маржинальности, однако они позволили нашим клиентам чувствовать себя более уверенно и не срывать заранее запланированные контракты.
Что касается инвестиций, то в конце прошлого года концерн Grundfos объявил об усилении своего присутствия в России, и наши планы остаются неизменными. Мы планируем расширить производство насосного оборудования, энергоэффективных электродвигателей и их составляющих на заводе компании в Московской области. Будет создано более ста новых рабочих мест, а общий объем инвестиций составит более двух миллиардов рублей.
Александр Щиголь , директор по операционному управлению компании «Брусника» (строительство):
— Выручка в 2020 году прирастет на 25–30 процентов, объем зарегистрированных договоров о долевом участии в строительстве — примерно на четверть, до 325 тысяч квадратных метров. Видим предпосылки сохранить темп роста и в 2021-м.
Один из основных факторов роста — программа по субсидированию ипотечной ставки. Сегодня на первичном рынке с привлечением кредитных средств совершается более 70 процентов сделок, подавляющее большинство из них подразумевает господдержку. Продление программы до июля 2021-го и снижение по ней первоначального взноса однозначно окажут на рынок первичной недвижимости позитивный эффект.
Я бы выделил три магистральных направления инвестиций компании. Первое — укрепление портфеля земельного банка. В 2020 году мы проинвестируем в развитие земельного банка порядка 7,5 миллиарда рублей, что позволит нам обеспечить устойчивый сбыт в горизонте трех-пяти лет. Финансовыми партнерами этих сделок выступают банк «Дом.РФ» и Сбербанк.
Второе направление — продукт. Мы находимся в постоянном поиске более эффективных и актуальных решений. Экспериментируем с материалами, технологиями строительства, планировками, архитектурой жилых и общественных зданий, благоустройством. В одном из тюменских микрорайонов мы, например, строим самый экологичный дом в стране. Проект уже получил предварительный сертификат по системе BREEAM уровня excellent.
Третье направление — цифровизация. Речь идет как о выстраивании бесшовной системы онлайн-продаж (совместно со Сделка.рф), так и о широкомасштабном внедрении BIM-технологий.
«Брусника» является крупнейшим лицензиатом Autodesk в России. В 2020 году мы совместно со Сбербанком запустили на базе BIM-360 пилотный проект, позволяющий экспертам финансового учреждения в режиме онлайн отслеживать ход строительства и целевой характер расходования кредитных средств.
По итогам 2018 и 2019 годов «Брусника» характеризовалась относительно низким уровнем чистого долга и своевременно выполняла все обязательства перед кредиторами и налоговыми органами («Эксперт РА» подтвердило рейтинг компании на уровне ruBBB+). По оценке агентства, операционный денежный поток компании в 2020–2021 годах после раскрытия спец- и эскроу-счетов, аккумулированный объем денежных средств на счетах и будущее проектное и корпоративное финансирование покроют потребности компании в операционных издержках, выплатах по долгу и пополнении земельного банка, формируя остаток свободной ликвидности.
В 2020 году «Брусника» провела пилотный выпуск облигаций на Московской бирже. Его объем составил четыре миллиарда рублей. Привлеченные средства стали дополнительным инструментом для финансирования инвестпроектов компании. Первые выплаты по купонам в размере 220 миллионов рублей уже произведены.
Опрос провели Софья Инкижинова, Ирина Кириченко, Вера Краснова, Вера Кузьмина, Николай Ульянов, Алексей Щукин