Вечная мерзлота не виновата

16 ноября 2020, 00:00

Экологическая катастрофа из-за разлива дизельного топлива на Таймыре случилась по вине «Норильского никеля». Енисейское управление Ростехнадзора провело техническое расследование причин аварии.

ПРЕСС-СЛУЖБА МОРСПАССЛУЖБЫ/ТАСС
Во всем виноват человек

«Согласно предварительным выводам, авария стала следствием взаимосвязанных технических и организационных нарушений, допущенных как на этапе строительства резервуара, так и при его эксплуатации», — сказано в опубликованном акте службы.

Напомним, что 29 мая из резервного хранилища ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании, принадлежащей «Норникелю», в результате разгерметизации одного из резервуаров вытекло 20 тыс. тонн дизельного топлива. Солярка по притоку Далдыкан попала в реку Амбарную, которая питает озеро Пясино. Вытекающая из озера река Пясина впадает в Карское море. Это создает угрозу экосистеме Арктики и Северного Ледовитого океана.

Руководство «Норникеля» в лице первого вице-президента Сергея Дяченко практически сразу после случившегося объявило вероятную причину аварии — таяние вечной мерзлоты: «…Из-за летних аномально мягких температур, которые длились несколько лет, могло пройти растопление мерзлоты и могло произойти частичное проседание опор, на которых стоит платформа».

В северных широтах, там, где построен Норильский комбинат со всей окружающей его инфраструктурой, вариантов обустройства фундамента два. Первый — когда сваи вмораживаются в вечную мерзлоту и как бы висят в ней, удерживаясь за счет смерзания своей боковой поверхности с грунтом. Второй вариант — когда для установки свай скважину бурят до тех пор, пока она не достанет до скалы. И тогда уже свая одним концом упирается в скальное основание.

Ранее Валерий Гребенец, заместитель заведующего кафедрой криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, долгое время проработавший в Норильске, объяснял «Эксперту»: он не исключает варианта, когда при строительстве некоторые сваи не были доведены до скального основания и из-за таяния вечной мерзлоты стали постепенно проваливаться ниже, что и привело к разрушению резервуара.

Как следует из акта Ростехнадзора, при строительстве свайного основания резервуара часть свай были установлены таким образом, что их нижний конец упирался в скальное основание, а часть оставались «подвешенными» в грунте. В результате произошло неравномерное распределение нагрузки: сваи, упиравшиеся в скалу, оставались неподвижными, а «висящие» могли двигаться.

В 2015 году резервуар выводили из эксплуатации для ремонта, в связи с чем государственный надзор за ним приостановили. А когда в 2019 году его вновь начали использовать для хранения нефтепродуктов, контролирующие органы об этом не известили. Более того, как сказано в акте, и его эксплуатация шла с нарушениями: периодическое техническое освидетельствование фундамента не осуществлялось, не планировалось и не обеспечивалось выполнение комплекса операций по поддержанию работоспособного и исправного состояния сооружений.

И, что самое важное, при проведении гидравлического испытания резервуара были допущены просчеты, вследствие чего почти половина от общего количества свай основания резервуара получили нагрузки, превышающие их несущую способность.

Скорее всего, те сваи, что упирались в твердое основание, в результате этих нагрузок остались на месте, а вот не имевшие упора могли осесть, и это привело к деформации фундамента резервуара и его последующему разрушению. Иными словами, сваи сдвинулись с места не из-за таяния вечной мерзлоты, а в результате непродуманных действий человека.